В Приднестровье поддержали ГКЧП из-за равнодушия Москвы
ГКЧП в Приднестровье было встречено с радостью в верхах и недоумением в среде простых людей, не готовых к столь хаотичной смене власти. Несмотря на то, что президент ПМР Игорь Смирнов официального приветствия «ГКЧПистам» не направлял до сих пор бытует мнение о том, что военный переворот в Приднестровье поддержали на высшем уровне. Какими были в жизни молодой республики и ее президента те августовские «путчевые» дни, по просьбе «Нового Региона» вспоминает известный в Приднестровье человек Гимн Пологов, депутат парламента Молдовы с 1990 по 1995 годы, председатель городского Совета народных депутатов города Бендеры с 1989 по 1991 годы, депутат ВС ПМР с 1990 по 1995 годы, делегат ХХVIII съезда КПСС в Москве.
«Во время XXVIII съезда КПСС в Москве, я, будучи делегатом съезда, бегал за Ельциным с просьбой встретиться всем вместе: нам, приднестровцам, молдаванам, которые тоже были здесь, обсудить некоторые пункты договора. Он мне ответил: да, да, обязательно, мол, завтра обязательно. На следующий день он на заседании съезда положил партбилет на стол и, поминай, как звали».
Я тогда решил поговорить с Горбачевым, Рыжковым. Наконец я поймал Горбачева, говорю ему: «Молдова здесь, мы здесь, давайте встретимся и решим вопрос, не допустим второй Прибалтики». Он пообещал.
На следующий день съезд заканчивал работу. До заключительного заседания оставалось 4 часа. Горбачев все это время ошалело бегал по рядам, так мы и не встретились. Я уехал в Приднестровье, так ничего не сумев решить, придя к мысли, что там делят власть и наши проблемы никому не нужны.
И вот, когда случилось ГКЧП, я подумал, «ну и хорошо, Мишку Горбатого пора уже, пора…».
Поэтому я сначала подумал, что справедливость восторжествовала, ведь люди были основательные: Лукьянов, Пуго, Стародубцев, Янаев. Я был уверен, что Союз сохранится. Из разных городов Приднестровья послали телеграммы в поддержку ГКЧП, я тоже написал, хотел отправить, но увидел по телевизору, как трясутся руки у Янаева, и понял, что радость будет недолгой, и так телеграмму и не послал. Не было у него чувства уверенности, силы духа не чувствовалось, появилось какое-то ощущение заговора, обмана.
Молдова, кстати, тогда послала категорический протест.
А 22 августа меня и еще несколько человек, не согласных с политикой Молдовы, арестовала молдавская полиция во дворе моего дома, несмотря на то, что я являлся на тот момент депутатом Верховного Совета Молдавии. Обвинили в нарушении нового закона о языке, флаге, и гимне, который был принят националистически настроенным большинством парламента. Меня пересадили в другой автомобиль и повезли в Кишинев. Там целый день продержали в машине, а затем поместили в КПЗ Прокуратуры. А 27 августа в одну из соседних камер посадили Игоря Смирнова. Его молдавские спецслужбы арестовали в Киеве и в багажнике «Жигулей» привезли в Кишинев. Затем всех перевели в СИЗО-3. Мы там устроили забастовку из-за плохого обращения с заключенными и ужасных условий содержания. Кстати, нас поддержали все, кто в тот момент там содержался, даже уголовники.
19 сентября меня освободили под подписку о невыезде. А 20 я уже был в кабинете Мирчи Снегура, тогдашнего молдавского президента, и требовал освобождения Смирнова, Боднара, Топала, Попова. Я спросил его тогда: «Как Вы дали себя уговорить на эту авантюру, ведь решение об аресте было принято на президиуме Верховного Совета, когда право такое имеет только пленарное заседание?»
К тому же нашим делом заинтересовалась Москва. Из России пришел соответствующий запрос, приехала группа депутатов. Одним из условий освобождения было снятие женщинами блокады железной дороги в Бендерах. Я договорился тогда о снятии блокады и на своей заводской «Волге» привез всех в Бендеры. И там уже Смирнов благодарил женщин и подарил им свой тюремный свитер. Никто не знал тогда, что впереди еще кровавая трагедия в Бендерах и окончательный раскол Приднестровья и Молдовы».
Тирасполь, Виктория Гладковская, Дмитрий Матвеев
© 2006, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».