Молдавский учебник по интегрированной истории соответствует европейским стандартам, считают международные эксперты
Молдавские учебники по интегрированной истории получили одобрение немецкого института Георга Эккерта и экспертов Совета Европы. Как сообщает «Новый Регион» со ссылкой на молдавские СМИ, об этом заявил один из авторов учебника, доктор философии Корнелий Попович. Институт Эккерта является «единственным в мире научным учреждением, уполномоченным изучать и оценивать учебники по истории, географии и обществоведению», – уточнил автор.
По его информации, «принцип интегрированности также разработан немецким институтом, учебник построен по примеру европейских аналогов, где к текстовой информации прилагаются фотографии, рисунки и карты, иллюстрирующие событие».
«Содержание молдавского учебника по интегрированной истории нейтральное и деполитизированное», – отметил Корнелий Попович и добавил, что «разработчики проекта ставили перед собой задачу написания школьных учебников, а не политических или идеологических воззваний».
«Дисциплина не рассматривает только историю Молдовы, причём исторические события в самой Молдове будут изучаться через призму общемировых», – подчеркнул автор. Корнелий Попович также отметил, что учебники по «Истории румын» и «Всемирной истории» уже устарели.
В 2003 году школьный курс «Интегрированная история» был введен в учебную программу в качестве эксперимента. Новый курс был разработан при содействии представителей международных организаций и отличается от традиционного тем, что история Молдовы предстает вне отрыва от общеевразийского контекста. По мнению экспертов, это приблизит молдавское образование к европейским стандартам, а саму Молдову – к Европе.
Курс содержит понятия «местной и национальной» истории, истории государства Республика Молдова, его отношений с ближайшими и более отдаленными соседями. Кроме того, он раскрывает понятия европейской и всемирной истории. Предполагается, что введение курса интегрированной истории будет способствовать процессу присоединения к европейским стандартам.
Вместе с тем, по мнению ряда молдавских экспертов, изучение этого предмета не оправдано с научной точки зрения. Особенно негативно к «Интегрированной истории» относятся прорумынские политики и общественные деятели, а также историки, подавляющее большинство которых поддерживают тезис Бухареста о наличии «двух румынских государств» и считают необходимым изучение курса «Истории румын», которая, собственно, до сих пор преподаются в школах и вузах Молдовы. По мнению представителей прорумынских сил, введение курса «Интегрированной истории» или «Истории Молдовы» может «навредить» духовному единству румынского народа.
В 2002 году в центре Кишинёва проходили массовые акции протеста, организованные праворадикальной Христианско-демократической народной партией. Митингующие требовали от руководства РМ отмены обязательного изучения русского языка в молдавских школах, а также отказа от намерения ввести в учебных заведениях курс «Истории Молдовы» вместо «Истории румын». Тогда власти Молдовы подчинились требованиям манифестантов и решили оставить курс «Истории румын», но вместе с тем заявили о намерении ввести изучение в школах «Интегрированной истории».
Как отмечают эксперты, Молдова – единственная страна Европы, изучающая историю не собственной страны, а «некоего этноса, проживающего на определённой территории – румынском пространстве».
Кишинёв, Андрей Смирнов
© 2006, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».