AMP18+

Политика

/

Косово и непризнанные республики: что делать России?

Западные страны с упорством, достойным лучшего применения, продолжают проталкивать «План Ахтисаари» по Косову. Инициатива России направить в край Миссию Совбеза ООН стала лишь временным тактическим успехом Москвы.

Вопрос о провозглашении независимости Косова не только не снят с повестки дня, но и, по некоторым признакам, усиленно форсируется западным сообществом.

Визит Кондолизы Райс в Москву 14-15 мая связывают, в частности, с попыткой вырвать «окончательное решение» косовской проблемы еще до конца текущего месяца и сделать это так, чтобы избежать вето со стороны Москвы на провозглашение независимости края резолюцией Совета Безопасности ООН.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет политический обозреватель Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.

Вашингтон спешит. Все предшествующие шаги международных организаций, включая резолюцию СБ ООН № 1244, принятую в 1999 году и закрепившую за Косово статус неотъемлемой составной части Югославии (Сербии), выглядят в этом свете временным прикрытием для осуществления многолетнего плана отторжения Косова от Сербии, и изгнания из края местного сербского населения.

Сейчас наступает очередной этап осуществления этого плана. От Москвы снова хотят, чтобы она, как когда-то руками Черномырдина, помогла «уговорить» сербов.

При этом на Западе не устают повторять, что Косово ни в коем случае не будет служить «прецедентом» для непризнанных республик на постсоветском пространстве. Что в этом больше – самогипноза или откровенного шулерства, сказать трудно.

Совершенно очевидно, что предлагаемое Вашингтоном решение по Косову требует открытой демонстрации полного пренебрежения к международному праву и не может не иметь долгосрочных последствий для всей международно-правовой системы.

Контуры косовской независимости обрисовываются все более четко, и Западу предстоит разъяснять публике: почему то, что позволено албанским террористам и наркодельцам, не позволено жителям Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха?

И почему это же не позволено целому ряду культурно-исторических областей в составе государств «старой» Европы (победа шотландских националистов на местных выборах в Шотландии 3 мая дала в этом отношении ясный сигнал)?

Как говорит теперь Алла Язькова, «Европа от конфликта в Косово получила только рост криминала. В Косово, кроме наркотрафика и другого нелегального бизнеса, нет ничего. США по всей видимости поддерживает этот план, так как в Америке проживает около 500 тысяч албанцев, диаспора которых имеет свое сильное лобби в Конгрессе».

Однако разве все это не стало известно только сегодня? И куда девались прежние уверения в том, что в случае признания Косова, в конечном итоге, будет лучше и албанцам, и самим сербам, поскольку, дескать, все они «идут в Европу», где в конечном итоге заживут мирно и счастливо в общем европейском доме?

Приходится признавать, что Брюссель в лице его наднациональных структур, потворствуя заодно с Вашингтоном нынешним властям Приштины, явно готовит старушку Европу к разгулу «наркотрафика и другого нелегального бизнеса», как обнаруживает теперь госпожа Язькова.

Напомним, что прежде она (Европа) уверенно рассуждала об «условной независимости» Косова, выработанной якобы Контактной группой: «…что такое условная независимость? Это, прежде всего, отсутствие международной правосубъектности, то есть Косово не будет представлено в ООН как самостоятельное государство, что резко ограничивает возможность его международных акций… Что же касается полной независимости, то Косово… сможет обрести ее только тогда, когда оно вместе с другими странами Западных Балкан, в том числе и с Сербией, вступит в Евросоюз…». Как бы не так!

Решения косовской проблемы с тревогой и большим напряжением ожидают в тех государствах постсоветского пространства, где проецируют ситуацию с этим сербским краем на свои неурегулированные конфликты этнополитического свойства.

В Москве недавно прошли консультации заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, который, выступая с лекцией в МГИМО, заявил: «Есть у Азербайджана опасения в связи с косовской проблемой. И геополитическая разводка в центре Европы с Белградом, с Сербией, и какие-то новые тенденции, определяемые планом Ахтисаари, естественно, нас беспокоят».

«Но с моей точки зрения, – добавил замминистра, – план Ахтисаари постепенно умирает. Я надеюсь, что многие члены европейского Союза осознают ту глубочайшую ошибку, которая совершается или предлагается совершить, в контексте фактического поощрения сепаратизма, поскольку обрисовывание перспективы в плане Ахтисаари по вступлению Косово в Европейский Союз, по патронированию Европейским Союзом Косово, могут содействовать росту таких тенденций и в других контекстах. Естественно, нас это не заботить не может…».

Любые прямые параллели между Косово и Карабахом, ставшие в публикациях на тему «непризнанных государств» едва ли не общим местом, насквозь искусственны, но в ряде отношений сближения двух исторических ситуаций не избежать.

Скажем, трагическая судьба сербского историко-культурного наследия в Косове вызывает в памяти уничтожение армянских памятников в Нахичеванской автономной республике, точно так же армянские жители Карабаха, отстояв с оружием в руках право свободно жить на своей земле, избежали участи краинских (в Хорватии) и тех же косовских сербов…

И, тем не менее, поиски аналогий, которые у каждой стороны свои, ни к чему хорошему не приведут. Необходим новый комплексный подход к непростой проблеме «непризнанных».

В российском экспертном сообществе неоднократно высказывалась идея необходимости закрепления принципа неприменения силы или угрозы силой в качестве приоритетного при разрешении конфликтов, а также необходимости выработки универсальной шкалы критериев признания/непризнания конкретного государственного или квазигосударственного образования.

Любые попытки решения проблем непризнанных государств силой, путем грубого политического давления или односторонней политически мотивированной (внеправовой) аргументации, будущего не имеют.

«Москве пора определяться в вопросе о самопровозглашенных государствах», – писал на сайте Фонда стратегической культуры публицист Д. Седов. – Слишком многое в судьбе этих территорий зависит от способности Москвы к решительным шагам. В том, что дело именно за Москвой, не сомневается никто…»

«Если не признавать американский вариант и говорить о том, что в Косове создан прецедент, это потребует более открытой и активной позиции, чем до сих пор… В такой трактовке, однако, есть существенные упущения», – считает эксперт.

«Косово ни в коем случае нельзя приравнивать к проблемным территориям постсоветского пространства... Косово сегодня – это без всяких преувеличений криминальный анклав, руководимый террористами и убийцами…», – полагает Седов.

«Косовские «политики» – это бандиты, купленные американцами для того, чтобы превратить территорию края в «непотопляемый авианосец» США. Это было главной целью военной операции против Югославии, для этого нужно было дать косоварам независимость от Белграда...», – добавляет политолог.

«Пройдет совсем немного времени, и США в погоне за химерой мирового господства обрушат свою мощь на Иран. Начнется новая мировая драма. И что же: мы будем продолжать стоять в сторонке даже там, где все буквально вопиет о необходимости реализации национальных интересов России в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и так далее?», – заключает эксперт.

Вашингтон – Брюссель – Москва, Всеволод Ягужинский

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Москва, Приднестровье, Центр России, Юг России, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия,