Размещение рекламы политических партий на рекламных щитах противоречит закону «О рекламе». Такой ответ Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала Центризбиркому, который «по многочисленным просьбам региональных избиркомов» спросил, имеют ли право участники выборов использовать наружную рекламу в своих предвыборных кампаниях. Об этом пишет в пятницу газета «Коммерсант».
Для оппозиции щитовая реклама сегодня остается одним из последних эффективных каналов, позволяющих вести массовую политическую агитацию, отмечают политологи.
Как сообщил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, проблема «носит технический характер». По его словам, политическая реклама не подпадает под определение, которое дано в законе «О рекламе», вступившем в силу в июле 2006 года: «По смыслу закона реклама – это информация, связанная с предпринимательской деятельностью, призванная формировать интерес к товарам, работам и услугам в целях их продвижения на рынке». В посвященной наружной рекламе 19-й статье закона говорится, что рекламные конструкции должны использоваться «исключительно в целях распространения рекламы». Андрей Кашеваров отметил, что, если рекламораспространитель нарушил требование о целевом использовании, органы местного самоуправления вправе аннулировать разрешение на установку конструкции.
Позиция ФАС обоснованна и соответствует духу закона, отмечает участвовавший в работе над законом директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности Вадим Нечуй-Ветер. «Содержащийся в законе запрет на политрекламу в «наружке» не был ни для кого секретом с самого начала, – вспоминает он. – Когда в 2005-2006 годах Дума принимала новое рекламное законодательство, вопрос активно обсуждался. Говоря об опасности «оранжевых революций» и «оранжевых» щитов, некоторые депутаты, в частности Алексей Митрофанов, в своих выступлениях отмечали, что наружная реклама не должна призывать к насильственной смене существующего строя».
Депутаты пытались прописать норму, не позволяющую использовать наружную рекламу «в нерекламных, антиобщественных целях», не соглашается один из авторов закона «О рекламе» депутат Владимир Мединский. «Поэтому и появилась статья о том, что конструкции должны использоваться только по назначению, – говорит он. – Но к политрекламе все эти дискуссии не относятся». Он ссылается на статью 2 закона, где прямо сказано, что этот документ не распространяется на политическую рекламу, поскольку она регулируется другими законодательными актами.
Однако в других законах про наружную рекламу ничего не сказано, отмечают эксперты. Так, в пункте 1 статьи 54 закона «Об основных гарантиях избирательных прав» говорится, что участники выборов вправе распространять печатные, аудиовизуальные, а также «иные агитационные материалы». В пункте 8, правда, указывается, что печатные агитационные материалы можно вывешивать, в том числе расклеивать, «на зданиях, сооружениях и иных объектах».
По мнению экспертов, запрет на предвыборную агитацию в наружной рекламе устраивает прежде всего партию власти, позволяя ей установить контроль над одним из последних эффективных для оппозиции агитационных каналов. Рынок ТВ уже монополизирован, охват газет гораздо меньше, рассуждает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: «В такой ситуации щитовая реклама оставалась для оппозиции одним из наиболее эффективных средств политической рекламы».
В ФАС и ЦИКе утверждают, что о вступлении запрета в силу речи не идет. «Ответ ФАС – это еще не запрет, консультации будут продолжены, чтобы выйти на какое-то решение», – говорят в Центризбиркоме. «Мы не можем прокомментировать нашу позицию как отрицательную,– уверяет Андрей Кашеваров. – Речь скорее идет о том, что проблема существует: необходимо, чтобы органы местного самоуправления единообразно применяли данную норму».
«Хорошо, если так, но тогда я не понимаю, зачем ЦИК обращался с запросом, а ФАС на него отвечала», – иронизирует Евгений Минченко. «По моему ощущению, вопрос ЦИКа и ответ ФАС отрепетированы заранее и результат спрашивавшие знали еще до того, как получили ответ», – говорит президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.
Решения ФАС ожидают и органы местного самоуправления, которым придется выполнять запрет. «В ближайшее время направим официальный запрос в ФАС и, только получив официальный ответ, примем окончательное решение о запрете политрекламы», – заявил изданию председатель московского комитета рекламы Владимир Макаров.
Москва, Ольга Панфилова
Москва. Другие новости 15.06.07
Ющенко обещает обеспечить транспортом все ФАПы страны. / В Екатеринбурге пройдет «Марш несогласных с несогласными». / Южноуральские единороссы считают, что их инициативы воплощаются в жизнь в искаженном виде. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».