Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер считает нынешнего президента Джорджа Буша умным человеком, но далеко не всегда согласен с политикой неоконсерваторов и полагает, что американцы не имеют возможности и мужества быть крестными отцами Вселенной.
Об этом Генри Киссинджер заявил в интервью немецкой газете Die Zeit. РИА «Новый Регион» предлагает текст выступления в изложении и в сокращенном варианте.
Киссинджер и Буш разговаривают регулярно с глазу на глаз, но не приносят с собой документы и не обсуждают текущие события. Они высказывают мнения по будущим стратегиям, по шагам во внешней политике, по отношениям с другими странами, как Китай, Северная Корея, Россия или Иран.
Бывший глава Госдепа и нынешний президент США почти никогда не говорят о том, что делать на будущей неделе в Ираке. Вокруг президентов всегда достаточно людей, которые занимаются повесткой дня. Президентам необходим кто-то, с кем можно поговорить об общих направлениях.
Европейцы и ньюйоркцы воспринимают Буша лишь как карикатуру. Но Киссинджер считает, что европейцам трудно понять Буша, потому что он выходец из той части Америки, которая мало связана с зарубежными странами.
Президент США очень патриотичен, он умен, хотя его противники утверждают обратное. Это человек, который задает хорошие вопросы. Он понял, что так называемая террористическая угроза – мировой феномен. Он отвечает за свои решения, и он в ладу со своей совестью.
Соединенные Штаты – единственная оставшаяся супердержава, но многие проблемы сегодня нельзя решить военным путем, поэтому США – могущественная страна, но не обладает решающим влиянием. Антиамериканизм существует, прежде всего, в Европе и на Ближнем Востоке, считает Генри Киссинджер.
В Европе мир стал основной задачей внешней политики. В Соединенных Штатах мир – одна из важных задач. И, естественно, политика Буша во многом способствовала росту антиамериканизма.
Говоря о войне в Ираке, бывший госсекретарь назвал ее «символом». США не могут решить проблему, просто уйдя из Ирака. Даже если американские солдаты будут полностью выведены из страны, бои будут продолжаться. И конфликт на Ближнем Востоке не будет урегулирован.
Киссинджер признает, что потери США в Ираке слишком высоки. При этом, если Америка останется в Ираке, вряд ли многие признают возможный военный успех. Если Соединенные Штаты покинут страну, начнутся беспорядки в Ливане, Иордании, Саудовской Аравии.
Террористы, возможно, переместят свои базы в Ирак. Соседние страны, как Турция или Иран, если будет необходимо, будут преследовать свои интересы в Ираке путем военной интервенции. Решение должно быть политическим, не только военным.
Многое зависит от отношений между Ираном и Соединенными Штатами. К сожалению, двусторонняя дискуссия чрезмерно обусловлена идеей о том, что необходимо вести переговоры, принимая во внимание то обстоятельство, что войну нельзя назвать успешной.
Иранский и американский дипломаты не могут просто сидеть за одним столом и говорить о том, что Ближний Восток нуждается в стабильности.
Для прогресса необходимо, чтобы стороны были уверены в том, что ни одни, ни другие не хотят добиваться своих целей военными средствами, необходим контекст равенства сил, и дипломатия должна быть единой, сконцентрированной и решительной.
Генри Киссинджер процитировал немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, сторонника Realpolitik, однажды сказавшего: «Лучшее, что может сделать государственный деятель, – это прислушиваться к шагам Бога, зацепиться за его одежды и пройти вместе с ним маленький отрезок дороги».
Даже тот, кто следует Realpolitik, нуждается в ценностях, на которых должны основываться его действия. Киссинджер не приемлет этого разделения между Realpolitik и ценностями. Он делает различия между Realpolitik и идеалистической внешней политикой.
Идеалисты верят, что за короткое время можно достичь любой цели. Сторонник же Realpolitik верит в ценности, но может определить то, чего можно добиться. Генри Киссинджер говорит самому себе: «Крестоносцы убили больше людей, чем государственные деятели».
Бывший глава Госдепа отметил, что не всегда согласен с решениями находящихся сейчас у власти неоконсерваторов, хотя очень часто он соглашается с анализами неоконсерваторов.
Они не являются стратегическими аналитиками. Это троцкисты наоборот, они верят в то, что внешняя политика является лишь аспектом внутренней политики. Неоконсерваторы ищут мировую гармонию, всеобщего счастья, разрушая режимы.
Если бы они могли экспортировать демократию, они бы свергли китайское, российское, иранское и даже северокорейское правительство – и назвали бы это долгосрочной стратегией.
Однако американцы не имеют ни возможности, ни мужества быть крестными отцами Вселенной, сказал в заключение Генри Киссинджер.
Справка РИА «Новый Регион»:
Генри Альфред Киссинджер родился в 1923 году в Германии в еврейской семье. В 1938 был вынужден вместе с семьей эмигрировать в США. В 1947 поступил в Гарвардский университет и защитил там диссертацию. В 1955 вошел в исследовательскую группу Совета по внешним сношениям США.
Киссинджер работал консультантом Объединенного комитета начальника штабов (1956-1960), Совета национальной безопасности США (1961-1962), Агентства по контролю над вооружениями и разоружению США (1965-1969).
В 1969-1974 годах стал помощником президента Ричарда Никсона по национальной безопасности. Киссинджеру удалось завершить трудные переговоры о прекращении войны во Вьетнаме в 1973 году. В том же году он стал совмещать свою должность с постом государственного секретаря, на котором оставался и при Джеральде Форде до 1977 года.
После ухода из большой политики Киссинджер стал консультировать частные компании, одновременно преподавая в Джорджстаунском университете. Однако, хотя он больше не занимал крупных государственных постов, его авторитет и экспертиза так или иначе были востребованы практически всеми последующими кабинетами.
Во многом это диктовалось теми соображениями, что любое суждение Киссинджера по внешнеполитическим проблемам способствовало созданию благоприятного общественного мнения внутри США. Так, уже в 1983 году Рональд Рейган пригласил его возглавить Национальную двухпартийную комиссию по Центральной Америке.
С 1984 по 1990 Киссинджер был членом Президентского Совета по иностранным делам. Консультировал Рейгана и Буша-старшего при подготовке их встреч с Горбачевым. В 1988 в качестве эмиссара Буша посетил Москву, где встречался с советскими руководителями.
В июле 2001 участвовал в форуме Международного олимпийского комитета в Москве. Во время визита встречался с Владимиром Путиным для обсуждения темы углубления интеграции России в систему международного сообщества.
Критики деятельности Генри Киссинджера приписывают ему причастность к Уотергейтскому скандалу, обвиняют в двойных стандартах и нарушениях прав человека в ходе операций спецслужб США в Бразилии, Аргентине, Чили, Парагвае и Уругвае, самой известной из которых стало свержение Сальвадора Альенде и установление диктатуры Аугусто Пиночета в Чили в 1973 году.
Несмотря на подобные обвинения, Киссинджер остается влиятельным человеком в американском истеблишменте. Он почетный президент близкого к Республиканской партии исследовательского центра имени Никсона. Основатель консалтинговой фирмы Kissinger Associates. Автор многочисленных трудов по внешней политике США, в том числе мемуаров.
Вашингтон – Берлин, Всеволод Ягужинский
Вашингтон – Берлин. Другие новости 28.06.07
Президент Молдавии проинформировал зарубежных дипломатов о приднестровском урегулировании. / Буш и Путин будут ловить рыбу и говорить по душам. / Россия остается в Приднестровье, США размещают ПРО – итог встречи Путина и Воронина. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».