Конфликт Генпрокуратуры и Следственного комитета: проиграна битва, но не война?
В конфликте между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом первая в очередной раз терпит ситуативное поражение. Недавно Генпрокуратура объявила, что намерена провести масштабную проверку работы СК. Однако вчера стало известно, что она откладывается до весны.
Это означает, что кураторы Следственного комитета пользуются большим влиянием в Кремле и способны защитить свое ведомство от конкурентов. В то же время в действительности победивших и побежденных в этой ситуации нет, а конфликт временно приостановлен. Возможно, что после президентских выборов силовиков ждет глубокая реформа, пишет обозреватель сайта Политком.ру Татьяна Становая.
Буквально несколько дней назад Генпрокуратура объявила о начале проверки Следственного комитета. Это произошло сразу после эскалации конфликта между двумя ведомствами. Прокуратура отменила постановление о возбуждении второго уголовного дела в отношении заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака.
Оно было связано с тем периодом, когда Сторчак возглавлял российскую делегацию на переговорах по возврату российского долга Кувейту, состоявшихся 27-28 января 2005 года в Москве. Второе дело было гораздо более политически опасным и могло затрагивать весь Минфин, включая министра.
Однако отмена постановления вызвала бурную реакцию в СК, где назвали это решение незаконным и выразили готовность оспорить его в суде. «По нашему мнению, данное постановление подписано задним числом, что является незаконным», – говорится в заявлении.
Генпрокурор и глава СК принадлежат к разным группам влияния, хотя при этом не являются самостоятельными игроками. Известно, что СК находится в сфере влияния ФСБ, то есть фактически Николая Патрушева и Игоря Сечина. Именно им приписывают атаку на людей Виктора Черкесова, возглавляющего ФСКН.
Нынешний генпрокурор Юрий Чайка превратился в более техническую фигуру, чем все его предшественники, однако оказывается востребованными со стороны конкурентов Сечина-Патрушева, отмечает издание.
Так, по сведениям «Ведомостей», вице-премьер правительства и министр финансов Алексей Кудрин сумел мобилизовать Генпрокуратуру с помощью другой спецслужбы. Как писала неделю назад газета, министр встретился с главой этой спецслужбы, который и «свел» его с Чайкой. Не исключено, что речь идет о Викторе Черкесове.
Стоит напомнить, что Генпрокуратура оспорила арест его людей в суде, хотя потом была вынуждена отступить. Сразу после того, как Генпрокуратура отменила постановление о возбуждении второго уголовного дела, Кудрин заявил, что скоро встретится со Сторчаком.
Кудрин также отметил, что «никаких решений, противоречащих интересам России, не принималось». Таким образом, и СК, и Генпрокуратура стали мощными инструментами в руках противоборствующих между собой групп влияния.
Политический аспект накладывается и на институциональный. Сама схема создания СК закладывала конфликт в отношениях с генпрокурором. Несмотря на то, что формально глава СК – заместитель Юрия Чайки, реально он является почти полностью автономной фигурой, что вдет к постоянной конкуренции между ними.
По данным СМИ, Генпрокуратура и СК не способны даже поделить между собой помещения, что, конечно, не способствует эффективности работы этих ведомств. Начало проверки в отношении СК означало эскалацию конфликта.
Показательно, что проверка инициировалась замгенпрокурора РФ Виктором Гринем, который как раз и подписал решение об отмене второго уголовного дела против Сторчака. Проверка должна была стать серьезным предупреждением и поставить под сомнение обоснованность создания СК.
Интересно, что сам Следственный комитет работает около трех месяцев, и до сих пор не сформированы ни кадровый состав (из 12 замов у Александра Бастрыкина только двое), ни хозяйственное обеспечение.
По данным «Времени новостей», прокурорам предписано по итогам проверки «привести характерные примеры» различных нарушений – при регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, при сокрытии преступлений от учета, при превышении отведенных законом сроков для задержания подозреваемых, не уведомлении родственников задержанных и т.д.
Кроме того, прокурорские работники, по некоторым данным, намерены проанализировать обоснованность кадровой политики СК, многие руководящие посты в котором заняли выходцы из ФСБ. Однако насколько серьезной была эта угроза для Следственного комитета, становится понятно только сейчас.
Во-первых, сам факт объявления о готовящейся проверке указывал на «обратимость» процесса. Так, публике об этом стало известно из неофициальных источников, рассказавших о проверке «Российской газете». Официального подтверждения этой информации не было.
Теперь же, по данным «Коммерсанта», стало известно, что проверка переносится на весну. Источники газеты в Генпрокуратуре и следственном комитете утверждают, что за отсрочку проверки ведомству Бастрыкина пришлось серьезно побороться с оппонентами из прокуратуры, подключив рычаги в высших эшелонах власти.
Перенос проверки расценен как аппаратная победа ведомства Бастрыкина, а точнее, Патрушева и Сечина. Однако в действительности это не совсем так. Дело в том, что возможность проверки была неким жестом предупреждения: Чайка прекрасно понимает, что Кремль никогда не принимает решения на основании «давления» снизу.
Даже если проверка была бы проведена, а ее итоги указывали бы на многочисленные нарушения, это не изменило бы ситуацию. Создание СК было политическим решением, которое если и будет пересмотрено, то по иным мотивам (хотя сам факт конфликта СК и Генпрокуратуры тут также будет играть свою роль).
Гораздо более негативной новостью для СК была угроза проведения проверки. Можно предположить, что сейчас и в самом Кремле существует большое недовольство сложившейся ситуацией. Однако ее разруливание отложено на более позднее время, тем более что уже давно напрашивается глобальная реформа всех силовых органов.
Учитывая, что Игоря Сечин, скорее всего, уйдет в «Роснефть», а вопросы эффективности Патрушева сохраняют актуальность, не исключено, что после выборов сменится руководство ФСБ. Остается и проблема целесообразности ФСКН: структуры, созданной специально под Виктора Черкесова.
Наконец, показательно, что до сих пор не назначен глава Совета безопасности России. Возможно, это кадровое решение отложено до проведения реформы силовых структур, заключает издание Политком.ру.
Москва, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».