Дипломатическая битва Москвы и Вашингтона длиной в три года закончилась сегодня ночью, когда американский президент объявил об отказе от развертывания системы ПРО в Польше и Чехии. Таким способом Барак Обама отказался от еще одного проекта республиканцев, напомнил об экономии средств в кризис и подтвердил курс на «перезагрузку» отношений с Россией. В оборонных ведомствах Польши и Чехии не скрывают разочарования, а российской стороне остается поиск адекватно-дружественного ответа США. Ценой отмены планов по ПРО может стать отказ России от поставок вооружений Ирану и участие в международной блокаде этой страны.
Информация о пересмотре Пентагоном планов по развертыванию системы ПРО в Европе вчера получила официальное подтверждение – сначала в Праге, потом в Варшаве и, наконец, в Вашингтоне. На пресс-конференции в Белом доме президент США Барак Обама заявил об отказе от планов разместить элементы ПРО в Польше и Чехии. «Мы учитываем здесь интересы России, которая считала, что наша предыдущая программа ПРО абсолютно не соответствует российским интересам, и здесь эти моменты мы учитывали», – добавил Обама.
Информация об отказе от планов по проекту ПРО выдана как нельзя кстати. На следующей неделе, 23−24 сентября в США пройдет Генеральная ассамблея ООН, затем в Питтсбурге состоится очередной саммит G20. Далее – переговоры «шестерки» с Ираном по его ядерной программе.
Сегодняшнее заявление убивает сразу как минимум трех зайцев: Обама в очередной раз демонстрирует американцам провалы политики республиканцев (на сей раз – внешней); выполняет и даже перевыполняет важную просьбу России «учесть ее озабоченности» при решении вопроса о ПРО; делает позитивный жест в адрес Ирана, который заявил о готовности идти на прямые переговоры по ядерной проблеме. Хотя американцы хотят говорить не об атомной угрозе в мировом масштабе, а о ядерной программе Ирана, пишет «Эксперт».
Объявляя о решении США, премьер Чехии Ян Фишер не скрывал разочарования. А представитель Минобороны Польши в интервью CNN назвал решение США «катастрофой», уточняет «Коммерсант». Хотя в целом, недовольных новым жестом Обамы быть не должно: Польша не получит перехватчиков, но будет оснащена обещанными комплексами Patriot. Кроме того, США реформируют польскую армию. С Чехией оказалось еще проще: народ был против радаров, поскольку опасался подставить территорию своей маленькой страны под удары потенциального противника, а политическая элита с самого начала была расколота по этому вопросу, что служило поводом для серии политических кризисов.
В Москве новость об изменении американских планов встретили со сдержанным оптимизмом. Президент Дмитрий Медведев заявил, что «в России отметили заявление президента Обамы о корректировке подходов Соединенных Штатов Америки к вопросу о противоракетной обороне», и что он лично ценит «ответственный подход президента США к реализации наших договоренностей...Сделанное сегодня в Вашингтоне заявление показывает, что для такой работы складываются неплохие условия».
Столь сдержанная реакция объясняется еще и тем, что теперь следующий шаг навстречу США должна сделать Россия. Более того, Вашингтон уже четко обозначил, чего именно он ждет от Москвы в обмен на отказ от ПРО. «Американцы настаивают на двух принципиальных моментах. Нас просят прекратить поставки Ирану зенитных ракетных систем С-300 и поддержать готовящуюся жесткую резолюцию Совбеза ООН, предусматривающую санкции в отношении Тегерана», – приводит «коммерсант» заявление представителя МИД РФ. Резолюция должна быть принята Совбезом ООН 24 сентября и ранее России с трудом удалось добиться, чтобы из текста исчезли упоминания Ирана и Северной Кореи. Однако решение США по ПРО вновь изменило ситуации. Таким образом, уже в следующую среду станет ясно, какую цену Москва заплатит за отсутствие радара в Чехии и противоракет в Польше.
Еще одним элементом торга может стать новая версия договора по СНВ-2: проблема ПРО до сих пор оставалась главным препятствием для нормального хода переговоров. Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов не исключает, что шаг Обамы мог быть сделан именно в связи с жесткой позицией России на этих переговорах. «Американцы не делают ничего не выгодного для них. Видимо, наши переговорщики настойчиво увязывают процесс сокращения ядерных вооружений с проектом ПРО. Чтобы получить уступку, американцы принимают решение об отказе или приостановке ПРО», – приводит «Эксперт» заявление Ивашова.
Между тем американский президент заявил, что не отказывается от системы глобальной противоракетной обороны: пересмотру подверглась лишь наиболее «конфликтная» и дорогостоящая часть, связанная с базами в Восточной Европе. В своем выступлении Обама сделал упор на то, что администрация меняет свои планы вовсе не для того, чтобы снять озабоченность России, а предлагает более эффективное решение, связанное с развертыванием к 2020 году другой системы, которая лучше защитит США от возможного ракетного удара со стороны Ирана. О сути новой системы более подробно рассказал представитель Пентагона Джефф Моррелл, по словам которого Вашингтон отказался от концепции больших стационарных объектов в пользу динамичной, подвижной системы ПРО смешанного морского и наземного базирования. Речь может идти о наземном противоракетном комплексе THAAD и корабельном Aegis с ракетами SM-3, утверждают эксперты «Ведомостей». Альтернативой Чехии и Польше могут стать Турция, Румыния и Израиль.
Кроме того, у США останется еще два позиционных района – на Аляске и в Калифорнии.
Москва-Вашингтон, Алексей Усов
Москва-Вашингтон. Другие новости 18.09.09
Уральские «единороссы» поддержали выдвижение Игоря Баринова в курганские губернаторы. / Челябинские коммунисты проведут акцию протеста. / Кудрин обещает понизить уровень бедности в России. Средняя пенсия в России должна вырасти до восьми тысяч рублей. Читать дальше
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».