«Армию дилетантов не спасет новейшая техника» ВС РФ готовы пройти «точку невозврата» в потере профи, считают в Госдуме
В течение ближайших года-двух российские вооруженные силы в процессе реформирования могут пройти «точку невозврата», после которой они рискуют окончательно профессиональной основы. К этому способна привести запланированная Минобороны потеря специалистов – от младшего командного звена до контрактников. Закупка современной техники не заменит отсутствия людей, способных с ней обращаться, и армия останется на годы беспомощной, считает заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич. Интервью с военным экспертом-законодателем приводит журнал «Власть».
По мнению Михаила Бабича, реформа ВС РФ имеет очевидный недостаток, не учтенный ее исполнителями и теоретиками – вооруженные силы планомерно лишаются самого ценного ресурса – профессиональных военных. «Самый главный фактор боеготовности и боеспособности вооруженных сил – это люди, и в этом вопросе, к сожалению, ничего не изменилось», – говорит законодатель. По его словам, В рамках приведения офицерского состава к этой цифре произошла ликвидация значительного количества штабных, командирских, оперативных, мобилизационных должностей, без которых управление Вооруженными силами и их эффективное применение невозможно.
«Вопрос сейчас в том, удастся ли переломить эту негативную тенденцию, или мы пройдем точку невозврата, и придется опять переделывать все, начиная от организационно-штатной структуры и заканчивая набором личного состава в «пожарном» порядке», – уверен военный эксперт. Точкой невозврата Бабич считает момент, когда армия в течение короткого – до двух лет – периода лишится профессионалов – технического комсостава и контрактников. Что усугубится сокращением срока и гуманизацией призывной службы – рядовой состав попросту не успеет получить необходимые навыки, да и некому это будет им преподать.
«Если сохранятся нынешние подходы, если проходящие учения не послужат основой для определенных выводов, то десятки тысяч офицеров, прапорщиков и контрактников будут уволены. А воспитание, обучение, подготовка и постановка в строй управленцев такого уровня, как офицер или прапорщик,– это процесс многолетний. Будет у нас такой временной задел или нет, позволит нам потенциальный противник идти на такие длительные эксперименты или воспользуется нашими проблемами – вот это уже вопрос, над которым сегодня нельзя не задумываться», – предупреждает законодатель.
В результате, оказался утрачен или на грани исчезновения институт армейских «воспитателей», а новые кадры в виде особо подготовленных сержантов и старшин только начали готовить в некоторых военных училищах, итак что процесс восстановления «костяка» армии займет годы. (Более того, в это году указом министра обороны был значительно ограничен набор в офицерские училища, – прим. «НР»).
«Прапорщики и мичманы – основной технический и профессиональный компонент армии и флота – тоже сегодня, по сути, потеряны для Вооруженных сил. К этому необходимо добавить и резкое снижение числа военнослужащих по контракту. А потеря специалистов, для которых военная служба являлась профессией, конечно, не может не сказаться на боеготовности, боеспособности, уровне подготовки личного состава и на возможности применения Вооруженных сил по предназначению в противостоянии с противником», – отметил Бабич.
Потеря профессионалов в армии может обесценить и последние инициативы Минобороны по закупке образцов новейшей техники за рубежом – от навигационных систем и беспилотников до вертолетоносцев «Мистраль». «Вот мы говорим, что необходимо внедрять современную технику, новейшие системы вооружений и так далее. Кто их будет эксплуатировать? Военнослужащие по призыву со сроком службы 12 месяцев? Сегодня, по оценкам самих командиров, получающих молодое пополнение, качество специалистов, которые приходят из учебных подразделений, крайне низкое: их шестимесячная подготовка зачастую сводится к первичному получению представления о военной специальности и потом требует переучивания и доучивания в войсках», – говорит Михаил Бабич.
Что у потенциального противника давно делают спутники, мощнейшие компьютеры, системы обработки информации, выдачи целеуказаний и управления огнем, у нас пока делают люди – офицеры и прапорщики, отмечает эксперт. Но в России современные системы еще только в разработке, а люди, которые компенсируют нашу техническую отсталость, уже подлежат сокращению. А ведь потеря управления или его неэффективность в современной войне – это поражение, не спасет даже массовый героизм личного состава. И если уж проводить сокращения этих должностей, то только после ввода в строй систем, способных заменить человека.
Малую эффективность реформируемой армии, по мнению военного эксперта, продемонстрировали прошедшие летние учения «Восток-2010». Как ранее сообщал «Новый Регион», необходимость массового и эффектного использования разнообразно боевой техники и выполнения различных заданий заставила командования задержать отправку домой «весенних» дембелей бывших Сибирского и Дальневосточного военных округов. Иначе, участвовать в показательных командно-штабных учениях было бы некому.
Москва, Алексей Усов
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».