Главной интригой прошлой недели стала уже не фамилия нового градоначальника, а вопрос о том, почему его так долго не назначали, пишет обозреватель «Власти» Дмитрий Камышев.
Процесс назначения нового мэра Москвы, который, как ожидалось, мог уложиться в несколько дней, внезапно затянулся, пишет газета «Коммерсант».
Политологи и политики увлеченно обсуждали, станет ли ударом по репутации Собянина назначение мэром другого, менее статусного кандидата из партийного списка. Депутаты Мосгордумы с нетерпением ждали указа президента, обещая утвердить внесенную кандидатуру в максимально сжатые сроки – хоть на очередном заседании, хоть на внеочередном, даже в выходной день.
Для не искушенных в политике россиян в столь долгих раздумьях главы государства ничего странного, наверное, не было.
Однако в версию о тяжелом выборе лучшего из лучших почему-то верится с трудом. Ведь и Владислав Сурков, и пресс-секретарь президента Наталья Тимакова практически открытым текстом заявили, что Дмитрий Медведев сам отобрал кандидатов, которых ему затем торжественно представила «Единая Россия». И логично было бы предположить, что, формируя эту великолепную четверку, глава государства уже точно знал, кто из них самый достойный.
Поэтому более правдоподобными представляются другие версии, подкрепленные недавними примерами из российской политической жизни и реалиями современного государственного устройства.
Первая заключается в том, что сверхсекретность и искусственное нагнетание напряженности – это излюбленная манера решения кадровых вопросов в нынешнем российском руководстве. Именно так было, скажем, в марте 2004 года, когда после отставки Михаила Касьянова наблюдатели десять дней терялись в догадках по поводу кандидатуры нового премьера, а им в итоге стал никем не предсказанный представитель России в Евросоюзе Михаил Фрадков. А в сентябре 2007-го, вопреки укоренившемуся в умах экспертов мнению о том, что место Фрадкова непременно займет будущий преемник президента, правительство неожиданно возглавил мало кому доселе известный руководитель Росфинмониторинга Виктор Зубков.
Да и процедура избрания настоящего преемника тоже была чрезвычайно долгой, сопровождалась несколькими операциями прикрытия и завершилась лишь тогда, когда тянуть было уже невозможно – после официального старта президентской кампании. Кстати, в нынешней истории без отвлекающего маневра также не обошлось.
Как писала «Власть» в предыдущем номере, неожиданную встречу Владимира Путина с временно исполняющим обязанности мэра Москвы Владимиром Ресиным и поспешное принятие последнего в «Единую Россию» многие эксперты сочли верным признаком того, что 74-летний Ресин будет как минимум включен в партийный список, а как максимум – назначен временным градоначальником до окончания думских и президентских выборов. Однако в шорт-лист он не попал, зато там оказался по меньшей мере один кандидат, не фигурировавший прежде ни в одном списке потенциальных преемников Юрия Лужкова,– Игорь Левитин.
Вторая версия вытекает из некоторых особенностей разделения власти в рамках режима тандемократии. Поскольку наиболее важные и политически значимые вопросы, по весьма распространенному в России мнению, по-прежнему решает именно Путин (а назначение мэра Москвы, безусловно, это именно такой вопрос), то и правильного кандидата из четырех предложенных выбирал тоже он. То есть глава государства получил от единороссов список с уже проставленной напротив нужной фамилии галочкой. Но мгновенно одобрить выбор премьера было бы уж очень как-то не по-президентски. Вот Медведев и решил потянуть время, чтобы создать видимость напряженной работы президентской мысли и заодно слегка понервировать заинтересованных граждан, которые уже сочли этот вопрос окончательно решенным.
Третья версия является модификацией второй, но выглядит несколько более интригующе. Ведь Путин, приняв решение по кандидатуре мэра, мог и не сообщить о нем Медведеву, предложив преемнику самому угадать правильный ответ. Вроде как в программе «Кто хочет стать миллионером»: «А теперь – последний вопрос, стоимостью один триллион рублей..." В этом случае длительное размышление игрока вполне объяснимо, ведь подсказок у него уже нет. Позвонить другу нельзя, потому что друг-то как раз этот вопрос и задает. Подсказку «50 на 50» использовали единороссы, когда сокращали свой предварительный список до четырех кандидатур. А помощь зала в нынешней игре вообще не предусмотрена, поскольку отменена еще в 2004 году вместе с губернаторскими выборами.
Выбранный таким способом мэр, возможно, будет утвержден в должности, даже если Путин с этим выбором Медведева не согласится. Но в таком случае вслед за действующим пока президентом свой пост в 2012 году покинет и назначенный в 2010-м столичный градоначальник – неважно, по причине утраты доверия нового главы государства или по внезапно возникшему собственному желанию.
Москва, Ольга Радько
Москва. Другие новости 19.10.10
ООН: человечество поставило природу на грань уничтожения. / Путин попросил ЕР проголосовать за Собянина. / Эффект от антиалкогольных запретов пока не заметен. В антиалкогольной Концепции не прописаны конкретные механизмы ее реализации. Читать дальше
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».