Дмитрий Медведев подписал указ о дополнительных мерах по обеспечению правопорядка. По новым нормам губернаторы получили возможность контроля над деятельностью силовых ведомств. За скромными формулировками эксперты увидели «подрыв путинских устоев»: в предыдущие 10 лет федеральный Центр все время снижал возможности регионалов влиять на работу силовиков и правоохранителей. Думские оппозиционеры считают, что изменения формальны и новых полномочий губернаторы все равно не получат.
В выходные президент издал указ «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». Во всех субъектах РФ их руководителями должны быть созданы координационные совещания. Они объединят усилия по борьбе с преступностью и региональных властей, и территориальных подразделений всех правоохранительных органов, и даже общественности. Таким образом, впервые за много лет региональным начальникам дается право контроля федеральных силовиков. Ведь координационные совещания станут в том числе оценивать и эффективность их деятельности, отмечает «Независимая газета».
Выступая на заседании Совбеза РФ президент Медведев отметил, что поводом для указа стали резонансные события в Кущевской, заставившие власти официально признать коррумпированность региональных правоохранителей. «Последние случаи, которые произошли, вскрыли не вполне адекватную реакцию со стороны отдельных руководителей территорий на происходящие на этих территориях процессы. Где-то губернаторы просто не знают о том, что происходит, где-то знают, но не могут предпринять серьезных мер по борьбе с преступностью», – заявил Медведев. Напомним, что, реагируя на новости из кубанской столицы, глава МВД Нургалиев не стал снимать регионального начальника ведомства, и это пришлось делать самому президенту, причем публично – в послании к Федеральному собранию.
Как отмечает «НГ», фраза президента о «всей полноте ответственности» губернаторов начиналась с того, что именно они и попросили его создать координирующую действия силовиков структуру. Возглавлять которую в отличие от действующих антитеррористических комиссий, где тон задает ФСБ, будет лично каждый губернатор. О главенстве в координационных совещаниях именно региональных властей свидетельствуют и строки указа. Направлениями их работы будут, во-первых, «анализ эффективности деятельности территориальных органов МВД РФ и территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти», во-вторых, «разработка мер, направленных на обеспечение правопорядка в субъектах РФ», и, наконец, в-третьих, «организация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам обеспечения правопорядка в субъектах РФ».
Новая структура также будет обобщать и анализировать информацию о состоянии правопорядка и составлять прогнозы о его изменениях. Причем в указе специально подчеркивается, что решения «корсовещаний» будут оформляться актами именно регионального масштаба.
Все последнее десятилетие тенденция была ровно противоположная – федеральный Центр все время снижал возможности регионалов влиять на работу силовиков и правоохранителей. Например, процедура назначения начальников региональных УВД через согласование с властями субъекта РФ была изменена еще в самом начале нулевых. Постепенно были «оторваны от земли» представители ФСБ и прокуратуры, а также судьи. А все создаваемые вновь силовые структуры типа Госнаркоконтроля изначально избегали региональной составляющей. Теперь президент пусть не полностью, но все-таки возвращает ситуацию назад.
Впрочем, многие российские политики не верят в практическую действенность указа, в той его части, которая не расшатывает «путинскую вертикаль», а призвана, формально, решить проблему с оргпреступностью. «У губернаторов нет прямого влияния на местных силовиков. Они могут только координировать свою деятельность с работой силовиков, не имея прямого влияния на борьбу с преступностью, которую они ведут. Дайте губернаторам реальные рычаги влияния, тогда с них можно будет что-то спрашивать. А пока все это выглядит грозным окриком об усилении ответственности», – приводит «Газета.Ru» замечание депутата Госдумы от «Справедливой России» Геннадия Гудкова.
Сами силовики тоже оказались не в восторге от перспектив губернаторского контроля. К примеру, член Общественного совета при ГУВД Москвы Андрей Бабушкин считает, что единственной эффективной работой, которую могли бы вести губернаторы посредством совещаний с силовиками и общественностью, была бы профилактика преступлений: «Я не понимаю, как губернатор может бороться за раскрываемость преступлений и вмешиваться в ход расследования». По его словам, делать губернаторов ответственными именно за раскрытие преступлений – это то же самое, что «делать мэров ответственными за движение тектонических плит». А вот создавать условия для работы силовых органов – задача посильная руководителю региона: «Губернатор может повлиять на ситуацию с преступностью, создавая условия для сотрудников служб безопасности максимально эффективно работать: обеспечить их проездом, жильем, социальными гарантиями», – считает представитель интересов силовиков.
На призыв Медведева уже начали откликаться руководители субъектов. Так, президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сразу после выхода указа объявил, что в Ингушетии будет пересмотрено более 30 уголовных дел. По словам Евкурова, президентский указ позволит инициировать пересмотр так называемых «отказных» уголовных дел, по которым правоохранительные органы не приняли решений, предусматривающих ответственность за содеянное.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 13.12.10
Ассанж – предвестник новой большой войны. Мнение эксперта. / В Крыму может появиться два Грача и две Компартии, – мнение эксперта. / Свердловский губернатор Александр Мишарин берет под свой контроль «силовиков». На этой неделе пройдет первое совещание по обеспечению правопорядка. Читать дальше
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».