Американские некоммерческие организации, которые курировались Демократической и Республиканской партиями (National Democratic Institute и International Republic Institute), закрыли отделения в РФ и вывезли за рубеж всех сотрудников с семьями. Руководство НКО опасалось их политического преследования по новым нормам российского законодательства о применении к сотрудникам НКО – «иностранным агентам» статей о госизмене и шпионаже. NDI и IRI обучали и курировали не только российские правозащитные организации и наблюдателей за выборами из «Голоса». Через их тренинги прошли многие функционеры «Единой России» и петербургский ЗАКС в полном составе. В чем признались сами члены ЕР.
Российские отделения NDI и IRI были закрыты после принятия «антимагнитского закона» и других законодательных правок, объяснил глава IRI сенатор Джон Маккейн. В частности, речь идет об изменениях в статьях УК РФ, которые «обещают» лицу, «осуществляющему консультационную помощь иностранной организации», до 20 лет лишения свободы, если будет доказано, что эта структура занимается «деятельностью, направленной против безопасности РФ». «Представители органов безопасности намекали, что новый закон о госизмене предполагает широкую трактовку, которой они при необходимости смогут воспользоваться» – пояснили сотрудники НКО.
Закрытием офисов американских НКО дело не ограничилось: NDI и IRI, беспокоясь за судьбу российских сотрудников, вывезли их в Литву вместе с семьями. «NDI оставили в России только бухгалтера, который работает по доверенности и выполняет минимальную функцию – составляет финансовые отчеты. Однако сейчас руководство NDI серьезно беспокоится и за его судьбу» – приводит «Коммерсант» рассказ одного из сотрудников этих НКО.
Вывоз сотрудников за пределы РФ стал превентивной мер NDI и IRI после принятия российскими властями законов, осложняющих работу НКО. Напомним, летом 2012 года был принят и вступил в силу осенью «закон об иностранных агентах», который выделил среди НКО новую категорию: «НКО, выполняющие функции иностранного агента». Для них предусмотрели строгую форму отчетности и расширили основания для внеплановых проверок. Однако сейчас механизм «насильственного» включения НКО в реестр «иностранных агентов» не прописан, в реестр не включена ни одна организация, нормы о проверках не применяются.
Эту прореху законодатели попытались залатать статьей в принятом в декабре «антимагнитском акте». Этот закон позволяет Минюсту приостанавливать работу некоммерческих организаций, если те получают средства от граждан США и участвуют в политической деятельности. Также он запрещает россиянам, имеющим американское гражданство, быть членами или руководителями НКО. Если НКО учтет требования законодательства и откажется от иностранного финансирования, то ее деятельность возобновляется по решению Минюста.
Кроме того, осенью 2012 года Госдума приняла поправки в УК, расширяющие трактовку понятий «государственная измена и шпионаж». Сейчас Минюст решил еще ужесточить законодательство об НКО, разработав поправки к ст. 32 закона «Об НКО», которые расширят основания для внеплановых проверок этих организаций.
Сейчас Минюст может начать внеплановую проверку «иностранных агентов» по обращениям со стороны граждан, юрлиц и по информации из СМИ «о наличии в деятельности НКО признаков экстремизма». После принятия поправок на экстремизм смогут жаловаться также госорганы и органы местного самоуправления. Еще одним основанием для проверки «агентов» сейчас может быть специальный приказ главы ведомства, изданный «на основании требования прокурора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям». Минюст предлагает добавить новое основание для такого приказа – «поручение президента или правительства». Проверки будут обязательными. «Проверка – это вмешательство в свободу НКО» – сразу отозвались представители правозащитников из «Агоры».
После принятия законов, осложняющих работу НКО, к руководителям отделений NDI и IRI зачастили с визитами сотрудники ФСБ, пожаловались сотрудники этих организаций: «Мы трудились в обстановке нарастающей нервозности. В центральном офисе в США знали, что здесь растет враждебная атмосфера. Исходя из того, что нам не дают работать, они решили закрыть российское отделение. А зная, что нам угрожали обвинениями в госизмене, руководство предложило уехать и организовало переезд в Литву».
Сейчас российские сотрудники NDI и IRI находятся в Вильнюсе. «Литовские власти решают вопрос о предоставлении трудовой визы. Но мы опасаемся, что они не захотят на это пойти, чтобы не напороться на новый конфликт с Россией, у которой покупают газ», – посетовали сотрудники НКО. В этом случае уехавшие будут просить статус политических беженцев в других странах ЕС.
В России НКО, организованные Республиканской и Демократической партиями США, работали с начала 1990-х годов. Их деятельность велась в виде консультаций, практических семинаров и тематических конференций. Как признались члены ЕР, через американские политические тренинги прошли многие партийные функционеры. «Это был важный опыт обучения политическим технологиям, большинство успешных российских политтехнологов прошли через программы NDI и IRI», – рассказал политолог и бывший депутат «Единой России» Сергей Марков, трудившийся десять лет в NDI старшим научным консультантом. НКО «демократов» проводила обменные программы для депутатов, политических и общественных лидеров. Организовывались ознакомительные визиты в США представителей региональных органов власти. В 2009 году NDI организовал поездку в США представителей органов местного самоуправления Петербурга и Ленинградской области для «обмена опытом в области градостроительства, землепользования и регионального экономического развития». С 2000 года NDI сотрудничал с общественной организацией «Голос», проводя для ее активистов консультации и тренинги по наблюдению за выборами.
IRI, под кураторством Джона Маккейна, работала с российскими молодежными политорганизациями, включая прокремлевские. Также они обучали и устраивали поездки «обмена опытом» для правительственных чиновников РФ.
Представительства институтов при этом не занимались в России выдачей грантов и другими финансовыми программами. Общие расходы NDI в 2011 году составили $148,8 млн, расходы IRI – $75,4 млн.
Первыми из американских НКО деятельность в России прекратили не политические, но благотворительные организации. В марте 2012 года российская сторона отказалась получать финансовую помощь от Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией – одного из крупнейших международных распределителей благотворительной помощи. Предполагалось, что в рамках реализации проекта лекарства получат около 20 тыс. страдающих тяжелыми формами туберкулеза, однако представители Минздравсоцразвития уведомили фонд о том, что Россия сама готова получить статус донора и в помощи более не нуждается.
В сентябре 2012 года деятельность в РФ свернуло Агентство США по международному развитию (USAID), осуществлявшее финансовую поддержку многих российских НКО. Госсекретарь США Хиллари Клинтон просила Кремль дать USAID проработать в РФ еще год, но получила отказ. В Минэкономики подсчитали, что с уходов иностранных спонсоров российские НКО не досчитаются 19 миллиардов руб. финансовых вливаний.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 30.01.13
В украинских паспортах может вновь появиться графа «национальность». / Власти Колумбии хотят легализовать экстази. / Москвича обвиняют в публичных призывах к экстремизму. Читать дальше
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».