AMP18+

Политика

/

Правительство попыталось остановить «взбесившийся принтер» производства законов С 1 июля госведомства должны доказывать необходимость разработки новых правил и законопроектов

Правительство РФ сделало попытку остановить эпидемию законотворчества: принимаются все новые ведомственные акты, усложняющие работу исполнительной власти и, часто противоречащие законодательству, новые законопроекты сомнительной функциональности, которые функционально и содержательно дублируют существующие нормы. Чтобы этого избежать, с 1 июля оценке регулирующего воздействия (ОРВ) и публичному обсуждению будут подвергаться не только новые законопроекты: авторам придется доказывать необходимость разработки новых норм. Если документ получает отрицательное заключение ОРВ, Минюст не зарегистрирует ведомственный акт, а правительство не пропустит проект постановления или закона.

Сейчас ведомства при создании или изменении документов, регулирующих деятельность бизнеса, обязаны направлять проекты таких актов в Минэкономики, которое проводит общественное обсуждение и по его итогам выдает заключение, создает ли такое регулирование необоснованную нагрузку на бизнес. С 1 июля ведомства должны будут сами давать заключение об ОРВ на предлагаемое ими регулирование, тогда как Минэкономики займется контролем качества и соблюдения процедуры.

«Если раньше подготовка нормативного документа была совсем простая (написал, с парой ведомств согласовал, с разногласиями внес), то сегодня почти на каждом из этапов эта работа может быть приостановлена», – приводит «Коммерсант» пояснения главы профильного департамента Минэкономики Вадима Живулина.

Одним из ключевых нововведений станет «раннее ОРВ». Еще до разработки документа ведомство должно разместить на сайте regulation.gov.ru уведомление о намерении изменить регулирование, а в последующие 15 дней собрать поступившие отзывы бизнеса и экспертов. Если после анализа этих отзывов ведомство не откажется от идеи изменения регулирования, то оно должно заполнить сводный отчет и разместить проект документа для публичного обсуждения на 20-60 дней. Срок зависит от того, является ли предлагаемое регулирование совершенно новым, изменением нынешнего или его незначительным уточнением. Форма сводного отчета, закрепленная приказом Минэкономики от 27 мая, требует от разработчика заполнить 85 пунктов, в том числе четко прописать цели регулирования, его риски, оценить международный опыт.

Разработчик должен публично обработать все поступившие отзывы бизнеса и либо учесть их, либо отклонить с указанием причин. Все отзывы, в том числе отклоненные, прикрепляются к сводному отчету. Затем доработанный проект документа вместе с отчетом направляется в Минэкономики, которое в течение 15 дней оценивает, во-первых, соблюдение процедуры разработчиком, а во-вторых, проводит собственное ОРВ так же, как и сейчас.

Оценка регулирующего воздействия с 1 июля также распространяется на законодательство в налоговой и таможенной сфере, за исключением документов, устанавливающих размер налоговых и тарифных ставок. В сферу публичных обсуждений выносятся, в частности, приказы таможенной службы (которых за последние 5 лет было издано больше 5,5 тысяч). а также разъяснительные письма налоговой службы и Минфина. Планируется также проводить ОРВ для правительственных законопроектов во втором чтении.

Если документ получает отрицательное заключение ОРВ, то ведомство-разработчик обязано провести согласительные процедуры, в противном случае Минюст не зарегистрирует соответствующий ведомственный акт, а аппарат правительства не пропустит проект постановления или закона. по мнению представителей Минэкономики, «возможность подготовки акта без заключения об ОРВ практически сводится к нулю».

Впрочем, практика последних двух лет показывает, что наличие отрицательного ОРВ или даже его отсутствие далеко не всегда становятся фатальным препятствием для принятия документа, резюмирует «Ъ». Вместе с тем создание сложной и длительной системы согласования должно снизить количество документов регулирования, которые сейчас ведомства выпускают тысячами. Привыкание к новой системе наверняка окажется болезненным, хотя для ее обхода уже созданы лазейки: ОРВ не является обязательным для документов, разрабатываемых по прямому поручению президента и премьера.

Также новые правила не ограничивают законотворческую деятельность главного источника сомнительных законопроектов: Госдумы. Депутаты могут лишь добровольно попросить правительство провести оценку регулирующего воздействия их идей.

Москва, Алексей Усов

© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,