Совфед хочет легализовать возвращение Крыма, объявив незаконной его передачу Хрущевым В 90-е это пытались сделать Лужков и Хасбулатов
Совет Федерации весной рассмотрит законопроект, который должен легализовать для Запада возвращение Крыма – через объявление незаконной передачи полуострова Хрущевым в 1954 году. «Для восстановления исторической справедливости» объявила автор законопроекта сенатор Валентина Матвиенко. Глава Совфеда идет по стопам Лужкова и Верховного Совета образца 1993 года, напоминают эксперты о прежних неудачных попытках объявить нелегитимным включение Крыма в состав Украинской ССР.
«Мы не приемлем необоснованных обвинений в адрес России о якобы аннексии Крыма. Проведенный нами анализ решений, принятых в 1954 году о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, говорит о незаконности этого волюнтаристского акта, который был принят с нарушением действующих конституций и законодательных процедур. Поэтому в Совете Федерации мы начали подготовку законопроекта, в котором передача Крыма признается не имеющей юридической силы и правовых последствий с момента принятия», – объявила Матвиенко на встрече сенаторов с президентом Путиным (цитируется по публикации «Газеты.Ru»).
«Изменения границ Российской Федерации были возможны при согласии РСФСР. Такое согласие мог дать только Верховный Совет СССР после проведения опроса, как мы сейчас говорим – референдума в России и на Украине. Ничего этого сделано не было. Таким образом, грубейшим образом была нарушена Конституция», – приводит ТАСС пояснения Матвиенко. В процессе передачи Крыма и Севастополя УССР были также нарушены юридические процедуры. Эти обстоятельства позволяют Российской Федерации как правопреемнице СССР дать правовую оценку событиям 1954 года, уверена инициатор законопроекта.
Передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР произошла 19 февраля 1954 года. Согласно статье 18 действовавшей на тот момент Конституции СССР, территория республик не могла быть изменена без их согласия. Эти согласия, в итоге, были оформлены со стороны обеих республик в виде постановлений Президиумов их Верховных Советов. Однако в статье 33 Конституции РСФСР, которая содержит перечень полномочий Президиума Верховного Совета республики, не было полномочий по изменению границ государства.
Член комитета Госдумы по делам СНГ Василий Лихачев считает, что для принятия закона есть все юридические основания, поскольку при передаче Крыма были нарушены действовавшая в то время Конституция и другие нормативные акты СССР. Решение было продиктовано интересами политической конъюнктуры тогдашних лидеров СССР, говорит Лихачев. В случае принятия закона международные судебные инстанции не смогут не принимать его во внимание, считает сенатор, чье мнение приводит газета «Ведомости».
С помощью этого законопроекта Россия рассчитывает легализовать возврат Крыма в рамках международного права: «Это позволит использовать этот закон и в международном арбитраже, в случае если из-за санкций, наложенных вследствие присоединения Крыма, российские компании захотят судиться», – считает эксперт «Ведомостей» Андрей Сушенцов, работающий в системе МИД и с западными университетами.
Гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов и директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Павел Салин, которых опросили в «Газете.Ru» отмечают, что эта инициатива – во многом, личная попытка Матвиенко продемонстрировать лояльность. И попытка поднять статус Совета Федерации, подчеркнув функциональную значимость этой палаты парламента.
Если Совфед примет законопроект Матвиенко и решение 1954 года будет признано незаконным, это не отменит многочисленные международные документы, на которых имеется подпись России и которые признают принадлежность Крыма Украине, указывает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.
Ранее в постсоветской россии вопросом о статусе Крыма пытался заниматься бывший мэр Москвы Юрий Лужков (в начале девяностых годов), но безуспешно. В 1993 году попытку оспорить легитимность передачи Крымской области Украинской ССР предпринял Верховный совет России, и она могла быть успешной. Но эта инициатива «не прошла благодаря политическому решению президента Ельцина. Верховный Совет тогда принял резолюцию, которая объявляла решение 1954 года о передаче Севастополя в составе Крыма Украине незаконным, поскольку принималось с нарушением Конституции РСФСР. Постановление было подписано главой РФ Русланом Хасбулатовым. Результатом этой резолюции было обращение украинского представителя в ООН в Совет Безопасности с просьбой осудить российское заявление. Тогда представитель России в Совете Безопасности по указанию президента Бориса Ельцина воздержался при голосовании и документ Совбеза был принят.
Москва, Алексей Усов
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».