AMP18+

Пропаганда

Андреас Умланд: «Кремлевская пропаганда» – это параллельная реальность Рано или поздно она будет конфликтовать с реальной действительностью

У «кремлевской пропаганды» есть свои сильные и слабые стороны, но ее основная цель – усложнить для российских граждан возможность разобраться в высокой политике. Российские госканалы призваны не просвещать, а запутать и смутить свою аудиторию.

Такое мнение в интервью NDNews высказал известный немецкий политолог Андреас Умланд в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»

«Новый День»: Как Вы понимаете термин «кремлевская пропаганда»?

Андреас Умланд: Это понятие отсылает, в первую очередь, к «параллельной реальности», которую текущее российское руководство создает через СМИ, контролируемые Кремлем или испытывающие влияние государства.

«Новый День»: Каковы сильные и слабые стороны современной российской информполитики?

А.У.: Ее сильные стороны – создание упрощенной картины всемирной истории и текущих событий как борьбы между Добром и Злом, а также постоянное замешательство, в которое эмоциональная телевизионная пропаганда приводит умы многих граждан России. Кремлю удается выставить политику как нечто фундаментально хаотическое, заговорщическое, парадоксальное и, в конечном счете, необъяснимое.

Цель этой комбинации манихейства и иррационализма – изобразить международные отношения как предмет, который только может быть понят элитарным кружком высокопоставленных лиц (политиков, дипломатов, экспертов, чиновников), которые разбираются в многочисленных противоречиях и странностях запутанных вызовов для сегодняшней российской внешней политики.

«Новый День»: Есть ли разница между российской и западной информполитикой?

А.У.: Прежде всего, нет никакой «западной информационной политики». Даже многие международные СМИ, финансируемые государством, как британское BBC или немецкая Deutsche Welle, являются не правительственными органами, а общественными теле-радио-кампаниями, зачастую транслируя критику государства, которое их же финансирует. Часто западная журналистика неидеальна, но, по крайней мере, она пытается информировать, просвещать и вовлечь читателя/слушателя в политику.

Цели российской информационной политики, напротив, призваны смущать и будоражить читателя/слушателя. Иногда она тоже хочет вовлечь российских граждан в политику, например, пойти воевать против киевской «фашистской хунты». Но главная цель – отпугнуть читателя/слушателя настолько, чтобы гражданская активность не лезла в высокую политику.

Слабость российской пропаганды в том, что она постоянно дезинформирует общество, создавая таким образом фундаментальные риски для российского народа. Кремлевская «параллельная реальность» все больше конфликтует с действительностью которая окружает ее аудиторию.

«Новый День»: Сегодня пропаганду эффективнее вести по телевидению или в Интернете?

А.У.: Телевидение эффективнее, поскольку позволяет использовать комбинацию картинок, звука и слов, чтобы возбуждать аудиторию.

«Новый День»: Как обычный человек способен противостоять пропаганде и оценивать события критически?

А.У.: Всегда хороши альтернативные источники информации. Но я бы тем не менее порекомендовал не смотреть новости и политические шоу на российских госканалах. В этих передачах не столько информации, сколько эмоций. Это не СМИ, а средства массовой манипуляции.

Андреас Умланд, старший научный сотрудник Института евро-атлантического сотрудничества г. Киев, редактор книжной серии «Советские и постсоветские политика и общество» (Изд. «ibidem», Штутгарт)

Москва, Анна Федорова

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Интервью, Политика, Пропаганда, Россия, Кремлевская пропаганда,