Россию начала 20 века могла ждать судьба сегодняшней разрушенной Украины, если бы после Октября-1917 Сталину не удалось свернуть проект «мировой революции» Троцкого. Такое мнение высказал известный российский политтехнолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев, отвечая на вопросы РИА «Новый День» в рамках спецпроекта, посвященного революционным событиям 1917 года и перспективам современной России.
По его оценке, сейчас у российских геополитических конкурентов нет шансов инспирировать подобные по масштабу события, так как у нынешнего лидера страны авторитет несравненно выше, чем в свое время у императора Николая II.
Октябрьская революция 1917 года шла против тех, кто сверг царя. Не «за» восстановление монархии, но «за» сильную власть. Царя дискредитировали в течение 60 лет, как только начались движения со стороны Александра Герцена в 40-м году 19 века, когда активно распространялись антимонархические идеи. Если брать в расчет более ранние периоды, то можно учесть и восстание декабристов – в этом случае процесс дискредитации монархии длился практически 100 лет.
Террористы, которые убивали царей и совершали покушения, вся буржуазная интеллигенция говорили о том, что монархии как таковой быть не должно, что и было зафиксировано февралем 1917 года. После этого возник гигантский хаос – то, что мы сейчас наблюдаем на Украине, только в худших объемах.
К монархии никто из «белых» возвращаться не собирался. Во-первых, никаких «белых» не существовало. «Белые» – это абстракт, который был придуман советской историографией, и в которой всех мазали одним миром. Было принято считать, что нашими врагами являются помещики и капиталисты, то есть все «старые»: и царь, и либеральная интеллигенция. На самом же деле, «белые» в большинстве своем, 90% из них, участвовали в февральском перевороте для того, чтобы скинуть царя.
По сути «белогвардейцы» являлись либералами. У большинства из них были республиканские убеждения, они грезили парламентаризмом, созданием буржуазной республики. Вся армия, начальник штаба Михаил Алексеев, участвовали в принуждении царя к отречению. Александр Колчак, который, являясь адмиралом русской армии, пошел на сговор с геополитическими противниками и поддержал интервенцию… Он и многие другие «белые» генералы были предателями.
Американцы тогда были на Дальнем Востоке, англичане – в Мурманске, расстреливали русских людей. Естественно, когда началась иностранная интервенция, народ поддержал большевиков и созданную Красную армию для того, чтобы изгнать с нашей земли оккупантов и коллаборационистов – тех людей, которые были связаны с интервентами – в данном случае это были «белогвардейские» генералы.
При этом нужно учитывать, что половина царских генералов и офицеров пошла служить в Красную армию, именно потому, что они были патриотами своей страны, в отличие от всевозможных колчаков. Но для большевиков они все были одним миром мазанные: кто за царя, кто за буржуазию, хотя в реальности это были совершенно разные силы. Может быть, процентов десять было монархистов.
Так или иначе, впервые после Французской революции русская революция показала миру новую структуру нового общества: появился другой строй – другая экономика, другая политика, другое устройство государства, другое отношения между людьми. Соответственно, многие люди этот строй приняли за образец, революции возникли в других странах, изменилось полпланеты.
Этот новый строй продемонстрировал несколько достижений. Первое, это самые высокие экономические темпы роста, второе, победа над нацизмом не только в Германии, но и объединенными силами всей Европы. И, третье, это усиленная индустриализация: создание мирного атома, передовые достижения в науке, и, соответственно, покорение космоса. Все это события, которые в 20 веке были центральными, были связаны с нашей страной.
Но дело не в том, что это было прямое следствие революции. Сама по себе революция является злом, это кризисный момент, когда маятник может повернуться в одну сторону, а может – в другую.
После Октября-1917 ситуация для России могла развиваться по разным сценариям. Тогда развернулась борьба между группировками Якова Свердлова и Льва Троцкого и группировкой, условно говоря, Иосифа Сталина – он сначала не играл там центральную роль, но потом возглавил ее. Если бы победила группировка Троцкого, это привело бы к большим бедствиям: всемирная революция предполагала попытку «поджечь» другие государства, а не строительство социализма в отдельной взятой стране, и мы бы имели вместо России одну гигантскую Украину, хаос.
В этом случае Россия оказалась бы в такой же ситуации, как весь мир – была бы Великая депрессия, а потом Гитлер уже легко бы взял всю эту территорию, учитывая, что не была бы проведена индустриализация – не было бы ни оружия, ни армии, ничего. И все бы там жили под третьим Рейхом, и был бы осуществлен план «Ост», а именно уничтожение 80% населения, а остальных бы превратили в рабов.
Именно благодаря тому, что Сталин свернул эту революцию, особенно всемирную, и, по большому счету, осуществил контрреволюцию, стали возможны все последующие достижения. Книга Троцкого так и называлась «Преданная революция» – он считал Сталина контрреволюционером, человеком предавшим Октябрь.
Революция очень рискованная вещь. Тот, кто ее совершает, не знает, чем она может закончиться в итоге. Это ставка всего, что у тебя есть на красное или на черное. Слава Богу, нам в данном случае повезло и повернулось все так, как случилось. В другой раз может не повести. Поэтому революциями в принципе лучше не баловаться и их как таковые – не прославлять. Возможно, тех же успехов можно было добиться постепенным развитием, хорошими правильными реформами. Было много исторических фигур, которые без революции проводили гигантские реформы – например, Александр III, Петр I.
Ошибка думать, что Октябрьская революция была вызвана какими-то экономическими явлениями. Россия практически по всем показателям была самой динамично развивающейся страной в то время. Страна сделала гигантский рывок: построила обширную сеть железных дорог, появились транснациональные банки, входила в тройку лидеров по золотым запасам и в пятерку самых экономически развитых стран мира наряду с Англией, США, Германией и Францией.
Революция-1917, как чаще всего бывает, развивалась на взлете. Она была инспирирована не для того, чтобы мы совершали достижения, выиграли фашизм и вышли в космос. Она была инспирирована англичанами, инсценирована немецкими генштабами – нашими геополитическими врагами – для того, чтобы положить нас в гроб. Революция была вызвана внешним вмешательством в наши внутренние дела, пропагандой, диверсиями, которые осуществлялись англичанами, немцами, – теми государствами, которые участвовали в Первой мировой войне. Естественно, они опирались на наших внутренних предателей: на либеральную интеллигенцию, которая заседала в Думе, а также на связанных с ней олигархов, которые тоже втыкали нож в спину власти, на московское старообрядческое купечество.
Безусловно, у нас сейчас тоже есть геополитические враги, которые заинтересованы в том, чтобы повторить вариант с революцией и, безусловно, у нас есть какое-то количество внутренних предателей, но авторитет власти сейчас и тогда крайне различаются.
Царизм и царя дискредитировали на протяжении многих лет, причем это делала вся элита, даже ближайшее окружение императора, в том числе, члены его семьи – великие князья призывали его к отречению, распространяли слухи, что он слабый. Те люди, которые вроде бы являлись патриотами-монархистами, например, Владимир Пуришкевич в Государственной думе, тоже произносили речи против царя. Я уж не говорю о самих либералах, которые заходились от ненависти к монархии. Сейчас авторитет власти, президента РФ Владимира Путина – несопоставимо выше. Теперь геополитическим врагам трудно на кого-то опереться внутри России. У нас есть определенное количество революционно настроенной интеллигенции, но это максимум 5%, – и это не те люди, которые способны совершить переворот.
Москва, Ноябрь 16, Мария Вяткина
Москва, Ноябрь 16. Другие новости 13.11.16
Алексей Мартынов: Революция-1917 не позволила России стать единственной сверхдержавой. / Евгений Федоров: Россия зря пытается стать медведем-вегетарианцем. Депутат Госдумы о Революции-1917 и современности. / Геннадий Зюганов: Ленина и Сталина ненавидит вся сволочь мира. Лидер КПРФ намерен добиваться, чтобы 7 ноября стало официально «красным». Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»