После распада СССР в Прикаспийско-Черноморском регионе появилось новое региональное объединение – ГУАМ. Фактически появление ГУАМа явилось следствием целой серии скрытых военно-политических операций, проведенных США и НАТО на территории РФ и республик СНГ.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет руководитель Аналитического центра «НАМАКОН» Юрий Дроздов в статье, опубликованной в журнале «Военный дипломат» и перепечатанной Фондом стратегической культуры.
Сначала Норвежский институт стратегических исследований разработал и якобы по неосторожности обнародовал в Соединенных Штатах и в Англии оценку обстановки в России, изложенную в работе некого Павла Баева, которая называется «Может ли территория сверхдержавы стать полем боя?».
В этой работе с точки зрения интересов НАТО дана оценка положения в субъектах Российской Федерации как на вероятных театрах военных действий и взвешиваются перспективы, в каких из них можно ожидать вооруженное сопротивление, в каких – встреч «с цветами», какие из них будут занимать пассивную нейтральную позицию.
Наши натовские партнеры внимательнейшим образом изучили труд Баева, основываясь на нем, разработали набор рекомендаций. А в США даже создали ряд вероятных сценариев вовлеченности вооруженных сил США в военные действия в районе российского ныне «поджатого» южного «подбрюшья», Кавказа.
Эта разработка была опубликована два года назад и называлась «Черное море: рубежи свободы».
Затем были разработаны и преданы гласности и другие варианты «демократизации» на Южном Кавказе «с участием России и без нее, так как с ее мнением можно и не считаться».
После такой предварительной подготовки, проведенной через легальные и скрытые возможности в этих государствах СНГ, и появился ГУАМ. С его появлением вовлеченность НАТО в дела всего Кавказа нарастает.
Так, наши партнеры (очень хочется взять это определение в кавычки) в 2006 году провели так называемую летнюю школу в Краснодаре – ее проводит Архив национальной безопасности Соединенных Штатов и Информационное бюро НАТО в РФ, используя неправительственные организации.
Они прибегли к услугам местных органов власти и Краснодарского университета. В работе этой (четверной по счету) летней школы в Краснодаре среди американцев выделялся бывший резидент ЦРУ в Турции Пол Хенце. Были также представители тех стран, которые исторически уделяют большое внимание этого региону.
За последние годы в Соединенных Штатах и в Великобритании был подготовлен целый ряд работ, где дан анализ современной обстановки на Кавказе с учетом влияния на нее всех возможных факторов, в том числе и исторических.
Еще с 60-х годов XIX века Великобритания, снабжая оружием тех, кто воевал на Кавказе против России, стремилась серьезно ослабить там позиции Российского государства. И сейчас Великобритания, США стремятся повлиять на развитие обстановки на Кавказе таким образом, чтобы в конечном счете Россия, в свою очередь, не имела бы никакой возможности влиять на его будущее.
Даже урегулирование карабахского конфликта предлагается производить с международным участием ради одной единственной цели – отсечения Кавказа, в том числе Северного Кавказа, непосредственно от России.
На Западе сейчас ведется активная работа по воплощению в жизнь всего, что стоит за термином «гуманитарная революция». Например, в качестве «руководства к действию» там воспринята книга Джима Перкинса «Откровение экономического киллера», в которой даются рекомендации по разрушению экономики других государств с помощью разного рода экономических и финансовых комбинаций.
Большим спросом пользуется очень интересная работа Дина Шарпа «От диктатуры к демократии». Это практическое пособие для оппозиционных и неправительственных организаций по свержению неугодных государственных режимов.
Вышла она в 1991 году в Бангкоке, а ее перевод с дополнениями, учитывающими события, которые проходили тогда у нас в России и в какой-то степени в Киргизии, был издан накануне «оранжевой революции» на Украине.
Совершенно очевидно, что все так называемые «гуманитарные революции», то есть мирное воздействие на другие государства, на их правительства, население, общественное мнение, экономические возможности этих государств, имеют единственную цель – служить интересам их внешних устроителей.
И революции эти являются составной частью той самой политики глобализации, которую ведут транснациональные корпорации.
Если вернуться к вопросу перспектив развития обстановки на Кавказе, то следует сказать, что вдобавок к упоминавшейся выше разработке «Черное море: рубежи свободы», в Америке появилась довольно любопытная работа, которая называется... «Задачи военно-воздушных сил США на Северном Кавказе и в Центральной Азии».
Вот вам и перспективы... Конечно, другое дело, удастся ли США воплотить в жизнь разработанные ими сценарии вовлечения Северного Кавказа и части Центральной Азии в движение по орбите своих геополитических интересов.
Ведь действительность нередко опровергает их даже более тщательно продуманные планы. Достаточно назвать провальную кампанию США в Ираке, близкую к неутешительному результату операцию под эгидой США в Афганистане.
В то же время американцы постоянно ведут оценку изменений военно-политической обстановки. Они уже очень хорошо проанализировали свои промахи в Ираке и занимаются сейчас созданием сети снабжения военно-техническими и людскими ресурсами воинских подразделений, которые бы действовали в основных ключевых точках на вероятных направлениях боевых действий.
Учитывая это, следует внимательнее присмотреться к тому, чем наши «партнеры по НАТО» занимаются на «нашем» Кавказе и в «нашей» Средней Азии. Например, англичане там провели подготовку специалистов якобы для разминирования, а фактически готовили минеров на будущее.
В Киргизии ФБР организует и проводит периодически 10-12-дневные курсы специалистов (подрывников) «для борьбы с возможными террористическими формированиями». Слушателям этих курсов даже выдается диплом, в котором черным по белому написано, что он прошел соответствующую подготовку специалиста-подрывника.
Первая киргизская «тюльпановая революция» у сценаристов сорвалась, но они не отступились, продолжают там работать, и довольно настойчиво...
В последние несколько лет интерес американских специалистов всех мастей к постсоветским частям Средней Азии, Кавказа, республикам, примыкающим к Северному Кавказу, российской части Северного Кавказа значительно усилился.
Большое место в их трудах уделяется вопросам работы с «человеческим материалом» – созданию там предпосылок для постепенного вторжения с использованием сепаратистских настроений населения, ошибок местного самоуправления и так далее. В том числе и для того, чтобы вызвать соответствующие внутренние процессы на территории России, которые могут привести к ее территориальному сокращению.
Прочтение же ряда американских и других исследований для меня как профессионала делает совершенно ясным то, что, во-первых, работа с «человеческим материалом», как на территории, прилегающей к России, так и в самой России «партнерами» активно ведется.
И, во-вторых, что в этих исследованиях содержатся сведения, которые могут быть добыты лишь в случае работы на нашей территории как минимум силами частных разведывательных предприятий.
А такие возможности имеются. Кто-то вполне может использовать в своих интересах, например, действующую сегодня на территории России огромную, сильную американскую компанию «Кролл» со всеми ее отделениями (к слову, в Ираке она представлена своими 60 или 70 отделениями).
Или две известные скандинавские компании с численностью персонала в 100 тысяч человек, с годовым бюджетом 2,5 – 3 млрд. долл. и действующие на территории нескольких десятков государств в интересах решения экономических и других задач.
Существуют и косвенные признаки причастности «третьей стороны» к таким событиям, как мелкие одиночные или не одиночные столкновения полувоенного или военного характера, которые имеют место, например, в Нагорном Карабахе и в других местах, молодежные стычки или столкновения на националистической почве. Да все, что угодно.
Я лично твердо убежден в том, что к этому причастны «наши партнеры», которые недобросовестно ведут себя по отношению к России, наивно открывшей свои двери им навстречу. Поясню, на чем основана моя убежденность.
В декабре 1947 г. Конгресс и президент США уточнили задачи созданного ЦРУ, постановив, в частности, что оно будет проводить, в том числе, и тайные операции, – но так, чтобы государственные учреждения Соединенных Штатов не запятнали себя участием в таких операциях.
За 60 прошедших лет, при одном или другом президенте, проведение тайных операций или активизировалось, или замедлялось. А один раз даже было принято решение о запрете проведения тайных операций. Самой последней тайной операцией американских или канадских спецслужб было отравление одного из наших российских представителей в Канаде.
В 1991 г., после развала Советского Союза, в США был принят документ, уточняющий полномочия американской разведки и ставящий ей задачи на перспективу, которая уже стала настоящим временем. И одновременно с этим в Соединенных Штатах началась очень серьезная дискуссия, которая продолжалась более 10 лет, на тему: как быть со специальными операциями?
Кончилось тем, что около двух лет тому назад этой дискуссии был положен конец. Уточнено, что необходимо лишь один раз получать санкцию Конгресса и президента на проведения этих операций независимо от того, когда начнутся непосредственно активные действия, – через 10 или даже более лет.
Это значит, что нет больше необходимости спрашивать разрешение на конкретную тайную операцию после того, как сама схема обеспечения государственной политики с учетом участия в нем наиболее активного подразделения спецслужб, ЦРУ, разработана и одобрена Конгрессом.
Окончательно законодательная основа тайных операций вкупе с возможными их политическими аспектами одобрена была Конгрессом США в ноябре 2006 года. Комментарии, как говорится, излишни.
Сегодня, если судить по ряду документов, которые выходят из-под пера президента Буша, такое право спецслужб еще раз подтверждено.
Более того, в них уточнены обязанности каждого исполнителя по каждому виду проводимых разведывательных операций – по агентурной разведке, разведке технической, по сбору через официальные и любые другие источники любой информации, включая слухи, и по их оценке и использованию.
Выпущен целый ряд соответствующих пособий и наставлений. Например, есть специальное пособие госдепартамента, утвержденное Кондолизой Райс. Есть специальное пособие по сбору информации по основным ключевым вопросам и для противостояния наиболее вероятным угрозам.
Это огромный справочник, в котором перечисляются все данные по этому вопросу. Увеличен бюджет. Притом бюджет рассчитан на несколько лет и предназначен для сбора информации и проведения разведывательных операций.
Но, строго придерживаясь принципа видимого неучастия госучреждений в подобной деятельности, который был заложен еще в 1947 году, американцы действуют либо через коммерческие, либо через общественные организации.
Например, на территории России действуют Фонд Макартуров, Фонд Евразия, фонд Джеральда Р. Форда, Фонд Фридриха Эберта, Фонд Конрада Аденауэра и другие.
Это дает основание говорить о том, что страна покрыта сетью, состоящей минимум из 150 разведывательно-информационных пунктов, которые собирают информацию самыми различными способами: то ли в форме предоставления грантов на выполнение конкретных работ, то ли используя современную технику.
Собранная информация потом передается заказчикам. Можно сказать о том, что они же передают и секретную информацию. А то, что любые, даже невинные, на первый взгляд, сведения могут представлять для кого-то определенный интерес, любому профессионалу известно.
Мне пришлось в этом не раз убедиться самому еще во время моей работы по Китаю. Например, когда Никсон решал вопрос о сближении с Китаем. Из воспоминаний Г. Киссинджера всем давно известно о его первой «секретной» поездке в Китай в 1971 году.
Поездка подготовила приезд в Пекин самого Р.Никсона, затем была еще одна поездка Г. Киссинджера. Это был поиск условий для выхода США из позорной войны во Вьетнаме и возможного в интересах США сближения с КНР с целью использования ее в противостоянии с Россией в период «разрядки».
Поиск завершился приемом КНР в ООН и открытием Представительства США в Китае, руководителем которого стал Дж. Буш-старший. Сотрудники Представительства США в Пекине вместе с американскими китаеведами в то время подготовили 1000-страничный документ о состоянии КНР.
Читая этот документ в Нью-Йорке в 1976 году, я понял, что американцы провели огромную работу по оценке экономики Поднебесной. Под американский «микроскоп» попали все отрасли экономики и жизни Китая, начиная от деревянных гвоздей, которыми китайцы подбивают кожаную подошву, и заканчивая космосом.
Поэтому сегодня, если ты заботишься о благе своей страны, никакими отговорками нельзя пытаться оправдать бесконтрольную деятельность всех без разбора неправительственных организаций, находящихся в постоянном контакте с партнером ли, оппонентом ли, противником (называйте, как угодно).
Не контролировать подобные контакты – значит наносить ущерб самим себе. Это не значит, что все, кто контактируют с иностранцами, – враги. Их могут использовать и «втемную», без их ведома.
Простой пример. Я знаю, что когда Соединенные Штаты, разрабатывали ракеты «Трайдент», они разместили заказы на изготовление деталей и запасных частей к этой ракете во многих странах мира. Разумеется, никого не ставя их в известность, что это за детали. Некоторые из них делались даже в... Гонконге на мелких предприятиях.
Профессия научила меня тому, что в серьезном деле видимые причинно-следственные связи отстоят весьма далеко от действительных.
Давайте возьмем последний случай: смерть Литвиненко, в которой, якобы, видна «рука Москвы». Меж тем анализ обстоятельств и фактов может вывести и на те же США, и на саму Англию. Сколько было скандалов в Соединенных Штатах по поводу использования американскими радиологами, микробиологами отравляющих веществ и вирусов против собственных граждан, притом в массовом порядке!
Еще в 1944 году в Университете Рочестера в Нью-Йорке полоний-210 был введен пяти пациентам, один из которых через 6 дней умер. В США полоний-210 засекретили в июле 1945 года под кодом «Постумм».
В 1952 году на автовокзалах в Сан-Франциско и Чикаго были распылены вирусы оспы, сибирской язвы. Потом спецслужбы отлавливали людей, которые подверглись заражению, и наблюдали за ними.
А в расследовании «дела Литвиненко» почему проверяются только самолеты, которые летят в сторону Москвы и Европы? Почему не проверяются те, которые летят в США или прилетают оттуда?
А ведь в мире существуют только два подразделения, обладающие специальными лабораториями, которые изготавливают это самое вещество, – в Соединенных Штатах (Форт Детрик) и в Англии, в Портен-Даун.
Вернусь еще раз к вопросу о перспективах положения на Кавказе. Среди убитых боевиков, например, в Чечне, встречалось не так уж мало арабов, в основном иорданцев, других иностранцев.
Тут самое время вспомнить, что, во-первых, последние американские директивы говорят о том, что действия армии Соединенных Штатов в условиях войн четвертого поколения начинают приобретать характерные особенности деятельности террористических групп.
Во-вторых, эти группы в целях прикрытия могут состоять из лиц любой национальности, имеющих любое гражданство. А группа диверсантов численностью 5-7 человек может парализовать нормальную экономическую, политическую, общественную деятельность нескольких миллионов человек.
Если она, эта группа, будет хорошо подготовлена. Я говорю о том, что терроризм – это тоже искусство. Мы проверяли, насколько соответствуют эти расчеты реальным действиям Соединенных Штатов. И обнаружили, что они правы.
У них есть две работы. Одна первичная, небольшая, под названием «Несостоявшиеся государства». Вторая работа более основательная, она прошла через Конгресс – «Новая демографическая ситуация и несостоявшиеся государства».
Так вот, всего в перечне «несостоявшихся» фигурирует 79 государств, и 59-е место среди них занимает... Россия. И там же – все до единой республики бывшего Советского Союза.
Еще есть две работы, имеющие отношение к тем событиям в мире, которые мы наблюдаем сегодня. Одна из них подготовлена в Англии – «Политические изменения в России и их значение для Великобритании».
Вторая работа совместная – ее проводили американцы и англичане. В ней есть пассаж, смысл которого примерно таков: необходимо сделать так, чтобы американо-английская согласованная политика была основополагающей во всех политических действиях в мире и не дала бы возможности никакой другой стране повлиять на ее результаты.
А сейчас американцы занимаются очень интересной и серьезной работой, содержащей, помимо всего прочего, и сценарии вероятной вовлеченности Соединенных Штатов в военные действия, например, в Прибалтике, на Ближнем Востоке.
Есть Дальневосточный и Латиноамериканский театры военных действий. Есть там и Кавказ, – он у них входит в Ближневосточный ТВД. Они ведь уже неоднократно заявляли, что Центральная Азия и Кавказ – зона их национальных интересов.
Они начинают говорить о том, что базы подскока в кризисных районах уже существуют в Грузии, в Баку. И на карте даже есть эти условные обозначения.
15 декабря 2006 года Независимый исследовательский центр PINR (США), анализирующий открытые разведывательные источники, опубликовал работу «Текущая геостратегия на Южном Кавказе», где в очередной раз подчеркивается его значимость для США, НАТО и ЕС в области энергетической безопасности, рассматриваются возможности размораживания конфликтов, значение ГУАМ как военного союза для защиты источников нефтегазодобычи, высказывается мысль о том, что региональные группы спецназа ВМФ США «КАСФОР» и «БЛЭКСИФОР» могут быть задействованы в операциях на Южном Кавказе в случае необходимости.
Справка РИА «Новый Регион»:
Юрий ДРОЗДОВ – руководитель Аналитического Центра НАМАКОН (независимое агентство, маркетинг и консалтинг), созданного сотрудниками Службы Внешней Разведки в отставке.
Родился в 1925 г. в Минске. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Первое Ленинградское артиллерийское училище, Военный институт иностранных языков.
В 1956 -1957 гг. проходил спецподготовку в Институте иностранных языков КГБ. Работал в разведке. Был сотрудником Представительства КГБ в ГДР в 1957-1963 гг. В 1964 – 1968 гг. – резидент в Пекине. С 1975 г. – резидент в Нью-Йорке. В ноябре 1979 г. возглавил управление «С» ПГУ КГБ. В декабре 1979 г. руководил штурмом дворца Амина в Кабуле (Афганистан).
В 1980-1981 гг. был инициатором создания секретного отряда особого назначения «Вымпел» для проведения спецопераций за пределами страны в условиях «особого периода». Имеет правительственные награды СССР, ГДР, Польши, Афганистана. Генерал-майор в отставке.
Москва, Всеволод Ягужинский
Москва. Другие новости 29.01.07
Главу Челябинска и его заместителя поблагодарили за развитие хоккея. / В Свердловской области русских выселяют из общежитий, а китайцам дают прописку. / Анджелина Джоли в трауре: от рака умерла ее мать. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».