Громкая кампания по снижению цен в крупных торговых сетях, которая стартует с сегодняшнего дня в результате публичной критики премьер-министра Владимира Путина слишком высоких торговых наценок, ни что иное как очередная «игра».
Как отмечают эксперты, модель административного давления на розничные цены в России уже практически не работает: государство делает вид, что управляет ценами, а предприниматели – что слушаются чиновников. Показное послушание продавцов не мешает им получать прибыль на монополизированных рынках, пишет «Независимая газета».
Аномальный рост цен на продукты питания в России контрастирует с низкой инфляцией – и даже дефляцией – в европейских странах и отражает существенные пороки российского продуктового рынка. Однако административные нагоняи исправить эти дефекты не способны, считают эксперты. «Кризис заставляет правительство идти на популистские меры на рынке топлива и продовольствия, так как часть электората нуждается в демонстрации активных действий властей по выходу из кризиса. Однако государственное ценообразование отбросит Россию назад и только затянет выход из кризиса», – считает руководитель проекта «Система Главбух» Елена Рахимова. По ее словам, логика действий сетевых компаний вполне понятна – власть публично попросила их о своеобразном участии в социальной политике, и продавцы быстро согласились, заложив планово убыточный продуктовый портфель в свою бизнес-модель.
«Административными мерами можно добиться только краткосрочного понижения цен, которое в перспективе обещает еще больший скачок. Альтернативой является организация реальной конкуренции, но использоваться она скорее всего не будет», – считает гендиректор компании «Межрегионгарант» Евгений Потапов.
«Основная проблема заключается в дефиците качественных каналов сбыта, в низком уровне развития розничной торговли и как следствие – в низком уровне конкуренции. Эффективно решить такую фундаментальную проблему в краткосрочном периоде, на наш взгляд, не представляется возможным», – считает аналитик компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его мнению, искусственные ограничения могут стать причиной снижения темпов развития торговых предприятий, что в конечном итоге негативно отразится на ценообразовании – то есть фактически приведет к прямо противоположному результату.
«На конечную стоимость продуктов влияет монополизм крупных торговых сетей, которые диктуют поставщикам условия реализации продукции и таким образом формируют цену на продукцию. При этом административное давление как антиинфляционный инструмент неэффективно – оно дает слишком краткосрочный эффект», – считает консультант департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации» Андрей Чернявский.
В показном характере игры с ценами может убедиться любой желающий. Так, полки ближайшего к редакции сетевого магазина пестрят яркими переписанными ценниками – в том числе на традиционно дешевеющие летом соки, огурцы и помидоры. Появился в магазине и весьма дешевый «русский сервелат», по цене около 138 руб. за килограмм, по вкусу больше напоминающий холодец. Однако возмутившее Владимира Путина необычно дорогое мясо ничуть не подешевело: охлажденная свинина стоила вчера от 399 до 449 руб., а говядина – от 389 до 429 руб. за килограмм, отмечает «НГ».
Впрочем, не все экономисты считают ситуацию безнадежной. Уровень реальной конкуренции в России находится на достаточно низком уровне. Но было бы ошибочно считать, что ситуация остается стабильно плохой. Так, по данным ООН, в прошлом году Россия вошла в десятку стран с самым быстрым прогрессом в области внедрения антимонопольного законодательства. В частности, относительно успешными можно считать действия ФАС на рынке нефтепродуктов.
Москва, Ольга Радько
Москва. Другие новости 01.07.09
Собаки в Петербурге разорвали ребенка. / Сафина и Дементьева вышли в полуфинал Уимблдона. / В России только оружию не страшен кризис. Читать дальше
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».