В России возможно удешевление хлеба при одном условии – если появятся «социальные буханки». Об этом заявил вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федор Прокопов, отметив, что еще одни условием является «гибкая ценовая политика хлебопеков».
Как отмечается в докладе Прокопова, «необходимо предусмотреть массовое появление (учитываемое Росстатом) социального хлеба в магазинах, при этом хлебопеки должны реагировать на снижение цены компонентов, так же как и остальные участники рынка».
Он напомнил, что задача, поставленная правительством РФ, – довести цену 1 кг хлеба до 25-26 руб. Между тем, по данным Росстата, в январе-июне 2009 года средняя стоимость хлеба в рознице составила 43,3 руб. за кг.
Относительно гибкости ценообразования вице-президент РСПП отметил, что на примере зернового сезона 2008-2009 годов видно, что колебаниям (в том числе в сторону снижения) подвержены лишь цены на зерно и несколько в меньшей степени на муку, цены на хлеб как в оптовом, так и в розничном звене практически никогда не падают, могут лишь расти или оставаться стабильными.
Помимо этого в докладе отмечается, что «при анализе данных ценообразования конечной стоимости хлеба возникают вопросы относительно распределения доходов, полученных при продаже компонентов продукта следующему звену цепочки».
В соответствие с наблюдениями РСПП, если тарифы транспортных компаний существенно ограничены законодательной базой (железнодорожными тарифами), то при производстве муки и готового продукта отчасти, а также в рознице формирование цены происходит в «сером» секторе экономики. В «сером» секторе экономики, по мнению Прокопова, находится около 30% производства муки, что отражается на разрыве между официальными данными производства и потребления.
Выводы РСПП подкреплены в докладе просчитанной моделью ценообразования и распределения долей в конечной стоимости хлеба участников цепочки товародвижения. В соответствие с выводами союза, в структуре розничной цены хлеба стоимость пшеницы занимает всего 20%. Транспортировка зерна и муки занимает 3%, услуги элеваторов – 2%, переработка и прибыль мукомолов – 6%. Наибольшую суммарную долю в 70% занимает надбавка со стороны производителей хлеба (34%), а также со стороны розницы (35%).
Как считают в РСПП, уровень маржи участников цепочки на всех этапах «оставляет возможность не только не допустить повышения цен на хлеб в кризисный период, но за счет сокращения «накруток» отдельных участников цепочки снизить их». Однако, как считает Прокопов, в связи с общим ухудшением конъюнктуры рынка и возвращением доходов компаний к уровню 2007 года, часть производителей цепочки будет стремиться к повышению цен на компоненты социально значимых продуктов, к которым относится хлеб.
В представленном анализе РСПП рассматривалась стоимость наиболее распространенного в стране пшеничного хлеба из муки высшего сорта согласно ГОСТ 27842-88 «Хлеб из пшеничной муки. Технические условия, изготавливаемого из муки высшего сорта, производимой по ГОСТ Р52189-2003 «Мука пшеничная. Общие технические условия». Рассматриваемый период для анализа ценообразования на хлеб – январь-июнь 2009 года, передает РБК.
Москва, Ольга Радько
Москва. Другие новости 06.08.09
Саакашвили готовится к войне с Россией. / В центре Благовещенска тротуар делили с помощью оружия. / Граждане РФ из-за кризиса отказываются от самого необходимого. Читать дальше
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».