Экономика России уходит в серую зону
Предприятия и индивидуальные предприниматели – ПБОЮЛы – уходят от белых схем в сторону черных и серых. Хотя до кризиса мы имели тенденцию к выходу экономики России из тени. Сейчас, к сожалению, ситуация ухудшается. Об этом заявил на пресс-конференции во Владивостоке заместитель руководителя Росстата Александр Суринов.
По его словам, Федеральная служба государственной статистики называет теневую экономику «ненаблюдаемой». «Существует три вида экономики, которую невозможно оценить прямыми методами. Во-первых, это запрещенные виды деятельности, такие как проституция, торговля наркотиками и оружием; во-вторых, скрытое производство, когда предприятия производят законные товары и услуги, но скрывают объемы и доходы, чтобы уйти от налогов; и третий – когда граждане производят товары и услуги, не регистрируясь как предприниматели», – цитирует слова заместителя главы Росстата Независимая газета».
Подтверждают тенденцию к некоторому росту теневой активности и в Министерстве внутренних дел. «Статистику производства нелегальных и полулегальных предприятий мы не ведем. Мы фиксируем только количество выявленных экономических преступлений, а также нанесенный и возмещенный ущерб», – заявил «НГ» начальник пресс-службы департамента экономической безопасности МВД Андрей Пилипчук. По его словам, сравнение показателей экономической преступности за первое полугодие 2009-го и 2008 года говорит о некотором росте подобных преступлений. Так, по линии борьбы с экономическими преступлениями в ведомстве Рашида Нургалиева в пером полугодии прошлого года было выявлено 149 586 преступлений экономической направленности, тогда как за первые шесть месяцев этого года таких преступлений было зафиксировано уже 155 060.
Однако независимые эксперты винят в происходящем сползании экономики в серую зону не только кризис, но и российское правительство. Дополнительный вклад в долю неформального бизнеса вносят и новые безработные, которые подрабатывают сегодня всеми возможными способами.
Увеличение доли серой экономики неизбежно сократит поступление налогов в бюджет, а также ударит по неустойчивой пенсионной системе России. «Основное последствие ухода экономики в тень – это рост дефицита бюджета, который уже влечет за собой множество других явлений – начиная с недостатка средств на социальные программы, заканчивая долгами по выплате пенсий и зарплат бюджетникам», – отмечает руководитель проекта «Система Главбух» Елена Авилова.
О возможном падении сборов страховых платежей из-за уклонения работодателей думают уже и в Кремле. В процессе перехода от единого социального налога к страховым выплатам есть проблемы, заявил на совещании по вопросам развития пенсионной системы президент Дмитрий Медведев.
Почти все эксперты соглашаются с ростом серого сектора, хотя и значительно расходятся в его абсолютных оценках. Так, Росстат производит корректировку ВВП на величину «ненаблюдаемой экономики» на 22-25%. В то же время в МВД оценки теневой российской экономики достигают 48,7% ВВП. «В США сегодня на теневую экономику приходится 8,4%, в Германии – 16,8%, в Италии – 25,7% ВВП. Самая высокая доля теневой экономики наблюдается в странах СНГ: в Белоруссии – 50,4%, в Украине – 54,7%, в Грузии – 68% ВВП», – отмечает начальник кафедры Академии экономической безопасности МВД Николай Купрещенко.
Владивосток-Москва, Ольга Радько
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».