AMP18+

Россия

/

Пенсионную реформу РФ оплатят западные кредиторы

Проект базового документа для бюджетных проектировок на 2010-й и два последующих года – «Основные направления бюджетной политики». Базовые принципы бюджета на 2010 год – «адаптация» экономики госрасходами к снижению доходов, продолжение обвала импорта и экспорта в ситуации стагнации, быстрый рост госзаимствований, проведение пенсионной реформы в разгар экономического кризиса, опубликовало накануне Министерство финансов России.

Формально изменения цифр в прогнозах Минфина невелики, пишет газета «Коммерсантъ». Прогноз дефицита федерального бюджета-2010 зафиксирован в 3,4 трлн руб. (в прежней версии 3,2 трлн руб.), или 7,5% ВВП. Доходы снизятся с 17,1% ВВП в 2009 году до 15,7% ВВП в 2010-2011 годах и 15,5% ВВП в 2012 году. При этом расходы бюджета, в 2009 году оцениваемые в 25,9% ВВП (в 2007-2008 гг.– 18,1-18,2% ВВП), в 2010 году составят 23,2% ВВП, далее запланировано их снижение до 20% ВВП в 2011 году и почти до предкризисного уровня в 18,5% ВВП в 2012 году. Минфин объясняет эту стратегию необходимостью адаптации экономики к кризисным условиям.

Парадоксально, но крупнейшей антикризисной тратой-2010 станет финансирование возросшего дефицита Пенсионного фонда, возникшего из-за решения правительства увеличивать ставки платежей в социальные фонды (в первую очередь пенсионный) лишь с 2011 года.

Отказ от повышения в 2010 году бывшего ЕСН и дальнейшее финансирование дефицита расширенного бюджета в 2010-2012 году за счет резервного фонда и фонда национального благосостояния (первый исчерпается в 2010 году полностью, от второго в 2012 году останутся 655 млрд руб. «неснижаемого остатка» средств, размещенных в ВЭБе, и около 300 млрд руб. свободных средств) преследуют, по сути, одну цель: рост средней пенсии в 2010 году на уровень 38% к средней зарплате против 24% сейчас. Причем Минфин прямо говорит об опасности новых проблем пенсионной системы уже в 2014-2015 годах: перспективы долгосрочного баланса в ней туманны.

Обязательства РФ, «подлежащие исполнению в полном объеме» (в бюджетной росписи они на первом месте), увеличатся в 2010 году на 23% – с 3,192 трлн руб. до 3,925 трлн руб. Максимальный рост расходов – более чем вдвое, на 129% – предусмотрен как раз на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда (1,166 трлн руб. против 354 млрд руб. в 2009 году, рост на 812 млрд руб.); далее идет выплата госпенсий – 253 млрд руб. против 180 млрд руб. в 2009 году, рост на 40%. Но и вне пенсионного проекта бюджет на 2010 год остается весьма напряженным: концепция «адаптации к кризису» не позволяет резко сократить расходы, ожидания на которые и в обществе, и в госаппарате сформированы на пике цен на нефть. В системе межбюджетных трансфертов решено сохранить объемы трансфертов регионам в 2010 году на уровне 1 трлн руб.

Далее в списке расходов – выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений госполитики (раздел, в котором предполагалась экономия бюджетных средств и перераспределение расходов). Однако и тут расходы вырастут к 2009 году на 94 млрд руб., или 2,9%, с 3,245 до 3,339 трлн руб. Так, ассигнования по нацпроекту «Здоровье» увеличены на 12% со 102 до 115 млрд руб. «Образование» потеряет 41% финансирования, или 11,1 млрд руб.– после 27,1 млрд в 2009 году в 2010-м на него намерены потратить лишь 16 млрд руб., но во многом резервы в финансировании обоснованы демографическими особенностями 2010-2012 годов). Сокращены расходы на «развитие транспортной системы» (-25 млрд, или 8% средств 2009 года), «поддержку АПК» (-0,6 млрд), но статья «подготовка особо значимых международных проектов» (проведение Олимпийских игр в Сочи, Универсиады в Казани, саммита АТЭС во Владивостоке) вырастет со 136 до 226 млрд руб.

Отдельно стоит отметить гособоронзаказ: его финансирование в 2010 году составит 101,2% к уровню 2009 года с сохранением этого уровня в 2011 и 2012 годах. При этом закупки продовольствия увеличат на 25,6% от уточненного гособоронзаказа 2009 года, что «связано с увеличением числа военнослужащих» и ростом цен. Остальные оборонные расходы попали под «оптимизацию» и составят 76,2% от объема 2009 года. Наконец, расходы на федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) и ФЦП сокращаются, но крайне медленно – с 1,15 трлн руб. в 2009 году до 1,032 трлн руб. в 2010 году. Столь мягкое сокращение расходов на ФЦП и ФАИП – компромисс между идеологами «плана-2020» в Белом доме и сторонниками экономии. При этом в 2010 году восстановится финансирование инвестфонда – по этой линии израсходуют 35,4 млрд руб.

Хотя Минфин считает уровень долговой нагрузки бюджета низким, резкий рост займов к 2011 году вызывает наибольший скепсис экономистов.

Ссылка по теме:

Пенсионным фондам запретили работать через посредников >>>

Москва, Ольга Радько

© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Екатеринбург, Москва, Пермь, Северо-Запад, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Общество, Политика, Россия, Экономика,