Для президента России Дмитрия Медведева сингапурский саммит стал первой международной встречей после оглашения послания Федеральному собранию, которое среди прочего наметило и некоторую корректировку внешнеполитической линии РФ.
Суть этих перемен состоит в большем прагматизме, отказе от старой риторики и определении внешней политики исходя из внутриполитических задач государства и общества. Хорошей иллюстрацией этого подхода стали встречи российского президента с премьер-министром Японии Юкио Хатоямой и председателем КНР Ху Цзиньтао.
Как отмечает Yтро.ru, сингапурский саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) прошел быстро и организованно. Формально он длился два дня – 14 и 15 ноября, но фактически закрылся воскресным утром. Повестка дня саммита, равно как и его итоговая декларация, практически не отличались от протокольных тем и итоговых документов других международных форумов последнего времени: кризис, стимулирование экономики, инвестиции, проблемы климата.
Лидеры государств, в той или иной форме практикующих поддержку собственных производителей, дружно клеймили протекционизм и подтверждали свои обязательства по отказу от этого «бича международной торговли», зафиксированные в решения прошлогоднего саммита АТЭС в Лиме. Собравшиеся обсудили интеграцию в рамках азиатско-тихоокеанского региона и выработку новых принципов роста посткризисной экономики. В общем, никаких сюрпризов протокольная часть саммита не принесла. Гораздо более интересной была его политическая составляющая: отдельные заявления участников форума и двусторонние встречи лидеров.
Предметом разговора российского лидера с японским премьером были вопросы экономического и гуманитарного сотрудничества, обсуждению которых, как отметил Дмитрий Медведев, не мешают сложные политические проблемы, связанные с заключением мирного договора и спором о принадлежности островов. Хатояма подтвердил, что руководство Японии не только готово развивать отношения с Россией без увязки с заключением мирного договора, но и рассматривает эти отношения как важные в стратегическом плане. Учитывая, что эти отношения вполне развивались и раньше, главное в этом пассаже слово «стратегические». Но обольщаться на этот счет не стоит: хотя недавний визит Обамы в Японию и сопровождался требованиями «вывести американскую базу», формирование тройственного военного союза Вашингтон-Токио-Сеул идет полным ходом.
Главной политической интригой саммита стала двусторонняя встреча Дмитрия Медведева и Барака Обамы, от которой ждали новостей относительно возможности подписания к началу декабря этого года нового договора по СНВ. Но президенты ограничились общими словами и демонстрацией взаимного расположения. В частности, Обама радостно сообщил, что «перезагрузка сработала». Что касается содержательного обсуждения проблемы СНВ, тут ничего нового сказано не было. Медведев и Обама снова выразили надежду на то, что соглашение – несмотря на ряд технических и политических разногласий – будет подписано в срок.
Смелость сказать правду взял на себя также находившийся в Сингапуре директор по делам России и Евроазиатского региона Совета национальной безопасности США Майкл Макфол. После завершения встречи президентов он сообщил журналистам, что к 5 декабря, когда прекращает действовать старое соглашение, новый договор по СНВ ратифицирован не будет, поэтому Москве и Вашингтону придется принять промежуточное соглашение. В сущности, это именно то, о чем еще месяц назад говорили эксперты: переговоры зашли в тупик, и чтобы сохранить лицо, сторонам придется в экстренном порядке выработать и подписать временное, более мягкое во всех отношениях соглашение. Т.е. это как бы и не новость. Однако рассуждения господина Макфола о длительной процедуре утверждения договора в американском сенате и российской Госдуме, а также тот факт, что сделать заявление было поручено пускай и очень высокопоставленному, но чиновнику, – это уже признаки нешуточной политической борьбы внутри американской администрации.
Столь же двусмысленно выглядят и комментарии по проблеме Ирана и изменению стратегии США в Афганистане. Дмитрий Медведев снова, как и на прошлой встрече, сначала заявил, что Москва рассчитывает на мирный характер иранской ядерной программы, а также на то, что все вопросы к этому государству со стороны мирового сообщества будут сняты. И тут же заметил, что если переговоры не помогут, Россия и США могут прибегнуть и к «другим средствам» воздействия на Тегеран. На фоне скандала вокруг невыполнения Россией договора о поставках в Иран комплексов ПВО С-300 и алармистских заявлений израильских политиков упоминание «других средств» выглядит угрожающе. Односторонние уступки Вашингтону только усложнят положение России в Каспийском регионе, где Иран имеет свои, вполне определенные интересы.
Что касается Афганистана, тут ясность снова внес Макфол. Смысл его заявления прост: «мы меняем там стратегию, но это не ваше дело, а когда поменяем, тогда и проинформируем – может лично, а может через правительство». Звучит не слишком политкорректно, но таков «реализм действительной жизни».
На этой жизнеутверждающей ноте Обама улетел с трехдневным визитом в Китай, где, как прогнозируют аналитики, озвучит новые инициативы по дальнейшему сближению двух стран в духе идеи «двухполярного мира». А Медведев остался в Сингапуре, где в рамках официального визита уже пообщался с автором «сингапурского чуда», министром-наставником правительства Сингапура Ли Куан Ю.
В сухом остатке, в качестве политических итогов саммита АТЭС для России имеем фактический провал переговоров по СНВ, сдачу позиций по Ирану, унизительный комментарий относительно американских новаций в Афганистане и «нежную дружбу» с Обамой, который уже приземлился в Пекине, отмечает издание.
Москва, Дарья Неклюдова
Москва. Другие новости 16.11.09
В Набережных Челнах произошел пожар на дискотеке. Есть погибшие. / В Непале при крушении вертолета погиб гражданин РФ. / Скандал в Санкт-Петербурге. Машина из кортежа Миронова попала в ДТП. Читать дальше
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».