Гонка по созданию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана может обернуться неожиданными потерями.
В конце прошлой недели на заседании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере машиностроения при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) выяснилось, что из-за разницы в таможенных пошлинах, существующих при ввозе иномарок физлицами в Белоруссии и РФ, и возможного роста импорта иномарок может обрушиться российский авторынок. Озадаченное руководство ФАС обещало требовать разъяснений у правительства, пишет «Независимая газета».
Что касается потерь, докладчик объясняет на примерах. Так, к примеру, при ввозе такой модели, как Mazda-3 2008 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литра, таможенная пошлина для «физиков» в России составляет 3,6 тысячи евро, а в Белоруссии – 1,12 тысячи евро. Причем эта разница растет вместе с увеличением класса автомобиля. Пошлина на Toyota Land Cruiser 2007 года с двигателем в 4,7 литра в России составит 13,1 тысячи евро, тогда как в Белоруссии – 2,82 тысячи евро и т.д.
Если разница в пошлинах не будет устранена, последствия окажутся самыми плачевными, считает Терещенко, приводя собственные расчеты.
«В год в Белоруссию ввозится порядка 200 тысяч иномарок, при этом существует хорошо налаженная система оформления и регистрации, сервисная сеть, высокая квалификация перегонщиков и продавцов, контакты с аукционами в Европе и США и т.д., – перечисляет он. – Так что проблемы резкого увеличения ввоза в короткие сроки абсолютно не существует».
Схема, по его словам, будет простой – с белорусской стороны ввозятся довольно свежие иномарки, которые оформляются на физлиц, проводится растаможка по низкой ставке, чем могут заниматься как те же физические лица, так и «серые» дилеры, которые будут предоставлять финансовые ресурсы, искать покупателя в России и т.д. А после 1 июля дилеры будут забирать эти машины у частников и перепродавать в Россию.
Что будет в результате, несложно представить. За ту же цену, которая действует внутри России на иномарки отечественного производства, можно будет купить импортную легковушку из Белоруссии, но на 1-2 класса выше либо такую же, но гораздо дешевле. «В итоге получим резкое падение официального импорта и потери дилеров, но главное – снижение спроса на продукцию отечественного автопрома, – отмечает возмутитель спокойствия. – Я уже не говорю про продукцию АвтоВАЗа…»
В этих условиях Москве при подписании документов о Таможенном союзе необходимо потребовать от Минска решить этот вопрос и унифицировать пошлины на ввоз автомобилей для физических лиц.
Судя по всему, положение дел, обрисованное представителем автобизнеса, стало откровением для руководства ФАС, которое пообещало в оперативном порядке обратиться в правительство за соответствующими разъяснениями. Тем более что дела автопрома откровенно плохи. В 2009 году, согласно оценкам экспертов, объем продаж в России иномарок как собственного производства, так и импортных упал как минимум в два раза – с 2,08 млн. до 1 млн. штук. По чисто российским автомобилям падение ожидается с 700 тыс. до 485 тыс. штук.
Впрочем, эксперты пока не драматизируют ситуацию.
Москва, Дарья Неклюдова
Москва. Другие новости 16.11.09
Россия опускается в нищету. / Циклон на Сахалине обесточил три села. / СШ ГЭС просят закрыть. Плотину может прорвать. Читать дальше
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».