В России выбирают слово года Среди слов-финалистов: ЕГЭ, «Медвепутия» и «перезагрузка»
Конкурс на выбор слова и выражения, которые будут символизировать уходящий год, проходит в России. Причем, надо заметить, конкурс в открытой форме проходит впервые.
Как передает Daily Online, рекомендательный сайт Imhonet опубликовал список слов и выражений, которые вышли в финал. Из них теперь предстоит выбрать по одному. Принять участие в голосовании может на этом сайте каждый желающий. Итоги конкурса подведет общественная организация РОЦИТ 16 декабря.
В номинации «Слово года – 2009» первые три места занимают, согласно полученным редакцией NEWSru.com пресс-релизам, слова «антикризисный» и «свиной грипп» – каждое получило по 14,3% симпатий, «педофилия» с 12,3% и «Медвепутия» – 11,8%. Из народной толщи появились такие слова, как «религархия» (церковно-государственная олигархия), «руслиш» (русский язык, испорченный чрезмерными заимствованиями из английского). Кстати, для слова «букридер» появился заменитель – «читарь».
Это же слово можно найти в списке неологизмов, который, напомним, поставлен на голосование отдельно. Пока там лидируют «зомбоящик» (телевизор) – 13,6%, «нехоть» (состояние, когда ничего не хочется) – 10,9%, и «трепортёр» – «многопустословный репортёр», как истолковали это слово исполнители конкурса, с 10,0%. Взяточника теперь можно ласково назвать берушей, а подушку для сидения – седушкой (правда, в среде любителей общественного транспорта сиденья в салонах подвижного состава не первый год называют «сидушками»).
В списке выражений первую тройку заняли: «борьба с коррупцией» – 8,3%, второе место разделили «вторая волна кризиса» и «голодообразующее предприятие» с 5,8%, а замыкает их «государственное предпринимательство», «новые бедные», «человеческий фактор» и «крепкое кофе» с 4,2%.
Автором одного из выражений стал известный своим красноречием политический деятель Виктор Черномырдин: «чтоб не продувало» – обронил он однажды в беседе с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко, когда, заботясь о ее здоровье, посоветовал вместо юбки носить по две пары брюк – и получил 2,5% читательских симпатий.
Наконец, в виртуальном мире на первом месте слова «гуглик» (единица известности в интернете, равная одному упоминанию в Сети, ее называют новейшей информационной валютой) и «чатнутый» (помешанный на чатах) – 20,3%, «вир» (виртуальный мир, обладающий свойствами реального) – 17,4% и «вампьютер» (человек, впавший в компьютерную зависимость) – 14,5%.
Сайт imhonet проводит конкурс при содействии Центра развития русского языка, общественной организации РОЦИТ, «Новой газеты» и «Комсомольской правды».
«Слово года» – это конкурс на выявление слов-символов 2009, которые являются лицом этого года, передают основной его нерв», – сообщает PR-директор Имхонета Елена Лебедева.
Конкурсы «Слово года» очень популярны в США, Франции, Германии, Японии, где проводятся широко, при участии государства. В США уже подведены итоги этого года – победителем стало слово unfriend, что на русский можно перевести как «исключить из числа своих друзей», или же «расфрендить». Возможно, подразумевается общение в блогах. В Европе голосование еще идет, слова-победители будут названы до середины декабря.
В России «Слово года» ранее выбирали только силами экспертного сообщества писателей и лингвистов. Курирует его Михаил Эпштейн – филолог, философ, профессор теории культуры университета Эмори (Атланта, США), руководитель Центра творческого развития русского языка.
«Бытует мнение, что язык как-то сам собой рождается в народной толще. Но это не так, – отмечает Михаил Эпштейн. – Слова «чертеж», «созвездие», «кислород», «промышленность», «чувствительность», «трогательный» придумали мыслители XVIII века – Ломоносов, Карамзин». Язык важен с многих точек зрения: он – часть культуры, часть ментальности, часть геополитической конкуренции народов.
Москва, Дарья Неклюдова
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».