Супермаркеты готовы испустить дух
Меньше недели до Нового года, а рост продаж наблюдается лишь у продуктовых сетей и в магазинах бытовой техники. Продавцы одежды и обуви в панике – российские женщины явно решили, что наступающий год не стоит обновок. Некоторые одежные сети в этом году не предлагают вечерних нарядов – нет спроса. Продавцы ювелирных украшений, похоже, и вовсе отчаялись: скидки в магазинах доходят до 80%, покупателем, заинтересовавшимся скромным колечком, готов заниматься старший менеджер, а любителям крупных бриллиантов дают возможность обратного выкупа – в сущности, предлагают им взять драгоценности на новогодний бал напрокат, пишет Yтро.ru.
Удивительно ли, что в этих условиях покупатель стал скуп и осторожен? Изменение потребительских предпочтений заметили все без исключения ритейлеры. Теперь на покупку продуктов граждане тратят больше времени, хотя средний чек при этом уменьшился на 10%-15%.
Это значит, что покупатели стали более придирчиво сравнивать аналогичные товары, а также сократили покупку так называемых товаров импульсивного спроса – приятных мелочей вроде жевательных конфет, лежащих возле касс. Экономия касается и предновогодних покупок – на новогодний стол покупатель готов потратить столько же, сколько прежде тратил в будни. Исключение составляют шоколадные конфеты и шампанское – в этом году их продажи идут активнее прошлогодних. Правда, сметают с прилавков, в основном, эконом-сегмент, ритейлеры даже опасаются дефицита дешевого шампанского.
Покупатели бытовой техники перешли на дешевые гаджеты. Прежде перед Новым годом традиционно раскупались плазменные панели, ноутбуки и навороченные мобильники. Теперь в подарок предпочитают купить гарнитуру к сотовому телефону или мышку для ноутбука. Предыдущие годы ажиотаж поддерживался потребительскими кредитами, которые сегодня неохотно даются банками и неохотно берутся покупателями – кто сейчас уверен в завтрашнем заработке? В прошлом году, к тому же, дорогостоящую бытовую технику покупали в преддверии роста курса доллара. Сейчас рубль укрепляется, зарплаты не растут, а «потребительские понты», как выразился один из аналитиков, стремительно сходят на нет.
Пока у ритейлеров осталась последняя надежда: в этом году предновогодний рост продаж начался позже обычного, так как многие работодатели перенесли выплату зарплат на последние дни месяца. Однако уже ясно, что кардинально картина не изменится: российские покупатели больше не шопоголики. Результатом станет волна банкротств тех ритейлеров, которые либо активно кредитовались в период экспансии, либо зависят от платежеспособности среднего класса. Сами игроки рынка предрекают, что о первых жертвах станет известно уже в январе-феврале. Есть и первые звонки. Так, из «Седьмого континента», позиционирующегося как сеть супермаркетов для среднего класса, уходят топ-менеджеры: вслед за гендиректором его покинул финансовый директор. А сеть магазинов бытовой техники «Мир», чьи долги оцениваются в 100-150 млн евро, активно ищет покупателя.
Положение усугубляет недавно принятый закон о торговле: писавшийся в период бурного роста экономики, сегодня он фактически останавливает рост сетей и делает неинтересным инвестиции в них – кому нужен стагнирующий актив? В результате российская торговля может вернуться к состоянию 90-х годов: ларьки и рынки вместо супермаркетов и гипермаркетов. И не факт, что товары при этом станут дешевле.
Москва, Ольга Радько
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».