AMP18+

Россия

/

Байкалу пришел конец В феврале целлюлозно-бумажный комбинат начнет работу

В Москве работники Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и мэр Байкальска Валерий Пинтаев на специальной пресс-конференции поддержали возобновление работы предприятия.

Правительственное разрешение снова запустить БЦБК вызвало острую критику экологов, которые обратились с протестами к президенту и премьеру. Однако жители Байкальска уверены, что реанимация комбината решит проблему занятости в городе, снизит социальную напряженность и даже поможет решить накопившиеся экологические проблемы. Днем ранее Владимир Путин сообщил, что «никаких изменений в экологическом плане» за время работы комбината не выявлено, однако «мониторить ситуацию» все равно необходимо, пишет «Независимая газета».

Читайте: Путин разрешил загрязнять Байкал

Напомним, что способный производить 200 тыс. тонн целлюлозы БЦБК был введен в эксплуатацию в 1966 году. Еще на этапе строительства комбината начали звучать первые предостережения ученых об опасности загрязнения озера Байкал. Тревоги экологов не утихали, и в последнее десятилетие стали появляться программы перепрофилирования либо переноса производства. Осенью 2008 года БЦБК по требованию Росприроднадзора перешел на систему замкнутого водооборота, на которой десятилетиями настаивали экологи. Запретили комбинату использовать хлор для отбеливания целлюлозы. В итоге при падении цен на небеленую целлюлозу и на фоне общего кризиса предприятие стало убыточным. Комбинат приостановил свою работу в октябре 2008 года и сократил около 1500 человек. Закрытие БЦБК привело к голодовке среди работников комбината и затем – к пикетам в Иркутске.

Между тем премьер Владимир Путин 13 января 2010 года подписал постановление, которое допускает возобновление работы БЦБК. Эту новость экологи восприняли как формальное разрешение возобновить загрязнение Байкала. Однако сами работники комбината думают иначе. По их словам, одна из ближайших задач запуска БЦБК – утилизация накопленных комбинатом за 40 лет отходов в замкнутом режиме. Но экологи уверены, что реанимация БЦБК приведет лишь к производству новых отходов. Кроме того, представители «Гринпис» считают, что БЦБК возобновляет работу с нарушениями закона. Ученый секретарь научного совета по Байкалу Сибирского отделения РАН Ирина Максимова уже называла постановление правительства огромным ударом по имиджу России, полностью перечеркивающим перспективы туристического бизнеса на Байкале. Она обращала внимание на то, что туризм – реальный способ вывести регион из экономического кризиса.

Между тем в среду на встрече с министром природных ресурсов Юрием Трутневым Владимир Путин потребовал проанализировать последствия реанимации комбината: «Нужно внимательно анализировать, что будет происходить в связи с возобновлением работы целлюлозно-бумажного комбината. Он работает давно – с конца 1960-х годов. Как доложили ученые, когда я был этим летом на Байкале, никаких изменений в экологическом плане за время работы этого предприятия в течение десятилетий не наблюдается. Тем не менее мы должны постоянно мониторить ситуацию, ясно и четко представлять, что там будет происходить», – отметил премьер.

Работники комбината довольны решением правительства. Еще недавно в поддержку запуска БЦБК было собрано более 500 подписей рабочих и жителей Байкальска. Город без комбината не может существовать, считают работники БЦБК, поскольку с комбинатом связана жизнь каждого второго жителя Байкальска. «Здесь жили и работали наши родители. Здесь выросли и работаем мы. Здесь жить нашим детям. Мы не хотим уезжать отсюда в поисках работы. Мы хотим ходить на работу на наш комбинат, – говорит мастер смены сушильного цеха Татьяна Красильникова. – Я как бывший сотрудник очистных сооружений могу реально оценить эффективность их работы. Они не имеют аналогов ни в России, ни за рубежом. И именно поэтому наши семьи ходят купаться на Байкал, ловят рыбу, пьют из озера воду. Вода там чистейшая». По словам резчика целлюлозы Эдуарда Ленца, «рыбы в озере в районе БЦБК так же много, как и раньше, и популяция нерпы не уменьшается из-за деятельности БЦБК».

Зампред комитета РСПП по природопользованию и экологии Юрий Максименко считает, что необходимо правильное сочетание решений как экологических, так и социальных проблем. На данный момент приоритетом являются люди, и запуск комбината происходит в интересах жителей. Он заверил журналистов, что комбинат сделает все возможное, чтобы не нарушать экологический баланс. Член совета директоров БЦБК Аркадий Акимов объяснил, что очистные сооружения могут обеспечить высшую степень очистки производственных сточных вод. Речь идет о еще более тщательной очистке, чем применяется, например, теми финскими и шведскими комбинатами, которые признаны как «эталон чистоты». Речь идет фактически о пятиступенчатой очистке. Сообщил Акимов и о том, что есть пруды-отстойники, в которых цветут кувшинки. А это прямое подтверждение чистоты воды, ведь кувшинки растут только там, где нет загрязнений.

Мэр города Байкальска Валерий Пинтаев сообщил «НГ», что городская казна пострадала от потери примерно 80% налогов, которые приносил городу комбинат. Город ощутил недостаток средств на ремонт жилья, дорог и коммунальной инфраструктуры. Когда людей стали вновь принимать на работу для тестирования оборудования с перспективой дальнейшего запуска, в городе резко снизилась социальная напряженность. «Всех разрешений еще нет, но я думаю, что в феврале документы будут получены, после чего начнется промышленный выпуск целлюлозы», – говорит Пинтаев.

Москва, Ольга Радько

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Сибирь, Центр России, Общество, Россия, Туризм, Экономика,