России необходимы новые предприниматели Воротилам российского бизнеса удалось избежать финансовой петли
Для многих предпринимателей в России мировой финансово-экономический кризис чуть было не стал фатальным. Но в результате рискованных трансакций, жестких переговоров и государственной поддержки воротилам российского бизнеса удалось избежать финансовой петли. Об этом пишет Геральд Хосп в статье, опубликованной в Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Как отмечает автор публикации, на разных этапах кризиса не утихали дебаты по поводу того, насколько государство, воспользовавшись моментом, решит расширить свое присутствие в бизнесе. Еще до неразберихи на финансовых рынках, говорится в статье, в России начал процветать государственный капитализм. Тогда олигархам дали ясно понять, что они смогут спокойно заниматься своими делами только в том случае, если будут держать дистанцию от политики. Предостережением стало в то время дело главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и его партнера Платона Лебедева.
Другим признаком расширения государственного влияния в экономике автор материала называет создание таких госхолдингов, как «Ростехнологии», который в ходе кризиса продемонстрировал повышенную активность, собирая под государственной крышей после своего рода приватизации компании из различных отраслей промышленности.
Олигархи, объединившие в 1990-е годы деньги и политическую власть, постепенно были вытеснены так называемыми «бюрогархами» или «силогархами», то есть представителями самой власти, а точнее ее «силовой» части, представленной выходцами из правоохранительных органов и спецслужб. В этой связи, замечает журналист, кризис стал бы идеальным моментом для укрепления государственного влияния в экономике. Появились опасения в связи с тем, что это станет возможным через подконтрольные государству «Сбербанк» и ВТБ, а с ними и ВЭБ. Однако глава «Сбербанка» Герман Греф подчеркивает, что банк не планирует становиться промышленным конгломератом. Выше обозначенные финансовые институты, пишет автор, были использованы скорее как инструменты для реализации антикризисных мер.
И все же, продолжает обозреватель, в России наблюдается увеличение влияния госбанков – через государственные гарантии и передачу обязательств по кредитам.
Однако основной причиной, по которой власть решила помочь магнатам, являлось намерение не допустить попадания стратегически важных компаний в иностранные руки. Кроме того, правительство осознавало всю серьезность такого явления, как социальное недовольство.
На фоне популярных сегодня в России призывов к модернизации и инновациям фигура предпринимателя играет весомую роль, пишет Геральд Хосп. Молодые, креативно настроенные россияне должны развивать в рамках этой концепции продукты и услуги. По мнению вице-премьера Игоря Шувалова, российское общество должно модернизироваться изнутри. Как отметил магнат Виктор Вексельберг, в России в результате кризиса произошло понимание того, что небольшие предприятия порой бывают эффективнее и мобильнее, чем крупные и в этой связи лучше реагируют на внешние изменения.
При этом руководство страны не планирует опираться только на новых предпринимателей. Так, президент Медведев требует от «бизнесменов» внести свой вклад в пропагандируемую им модернизацию страны.
Крупные компании, пишет в заключение автор статьи, могли бы внести и вот какой вклад в дело модернизации: крупные предприятия, писал в свое время крупнейший исследователь истории бизнеса Альфред Чендлер, могут быть примером для подражания с точки зрения технологий управления, а также выступать в качестве заказчиков для среднего и малого бизнеса. Если компании финансовых магнатов в России будут выполнять эту роль, то они определенно оставят после себя нечто большее, чем помпезные особняки, передает InoPressa со ссылкой на Frankfurter Allgemeine.
Москва, Евгения Штефан
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».