Путин хочет продлить жизнь приходящим в упадок заводам и фабрикам – Handelsblatt
При помощи бюджетных миллиардов российский премьер-министр хочет продлить жизнь приходящим в упадок заводам и фабрикам, чтобы обеспечить рабочие места согражданам, а политическое будущее – себе, пишет Handelsblatt.
Судьба почти каждой семьи, проживающей в российском Байкальске, расположенном на южном берегу озера Байкал, связана с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом. Ежегодно потери БЦБК составляли порядка 10 млн евро, долгое время он был закрыт – в том числе и потому, что был не в состоянии закупить дорогостоящее очистительное оборудование. Но скоро предприятие возобновит свою работу, пишет автор статьи Флориан Виллерсхаузен.
По словам хозяйки кафе, расположенного недалеко от комбината, 50-летней Натальи Николаевны, каждый второй из 15 тыс. жителей Байкальска остался без работы. «Экологический ущерб от комбината наверняка не такой большой, как от безработицы», – говорит она. Теперь все надежды только на премьера Путина. И это мнение разделяют многие россияне.
Российский премьер, продолжает журналист, разъезжает по стране и спасает «загибающиеся» предприятия, несмотря на то, что в большинстве случаев это не имеет смысла ни в экономическом, ни в экологическом плане. «Он просто должен это делать. Путин находится под самым сильным давлением со времен своего прихода во власть». Кризис, пишет Виллерсхаузен, больно ударил по экономике страны, многие боятся за свое будущее, а за экономическую политику традиционно назначается ответственным именно глава правительства. Впервые в акциях протеста звучали лозунги с требованиями отставки Путина. Россиянам приходится расхлебывать ошибочную экономическую политику своего руководства, констатирует автор.
В большинстве городов, в которых теперь бывает Владимир Путин, жизнь вертится вокруг одного предприятия – социологи называют их моногородами. В большинстве случаев это отработавшие свой ресурс заводы и фабрики, начавшие работу в далекие 1960-е. Цементный завод в Пикалево под Санкт-Петербургом – один из них. Он и еще около 450 подобных предприятий уже давно должны были пойти под снос, не выдержав иностранной конкуренции. Но это означало бы безработицу для местного населения. До кризиса с проблемами еще как-то удавалось справляться, однако сегодня Путину грозит настоящая волна протестов. И он стремится при помощи бюджетных миллиардов искусственно поддержать жизнь в обреченных на гибель предприятиях, тем самым обеспечивая себе возможность еще раз стать президентом, пишет издание.
До кризиса на «АвтоВАЗе» в Тольятти работало более 100 тыс. человек. Из 700 тыс. автомобилей, произведенных там в 2008 году, удалось продать лишь четверть. И тем не менее, продолжает автор, большинство сотрудников продолжает трудиться на заводе дальше. Ведь «АвтоВАЗ» получил почти 2 млрд бюджетной помощи.
«Для Путина Тольятти подобен пороховой бочке. Массовые увольнения на градообразующем заводе-автопроизводителе вывели бы на улицы 700 тыс. жителей», – продолжает Виллерсхаузен. Но и Путину, самопровозглашенному спасителю экономики, не удается быть одновременно в нескольких местах, и это притом, что во многих регионах проблемы носят комплексный характер. К примеру, Калининград моногородом не является, там просто нет эффективной промышленности – а рядом ЕС, уровень жизнь в котором постоянно растет. Неудивительно, замечает журналист, что в городе нарастает недовольство.
Возвращаясь к комбинату в Байкальске, автор отмечает, что и он получил свой кусок бюджетной помощи – около 2 млн евро должно пойти на погашение хотя бы части зарплат 2400 сотрудникам БЦБК. До конца года, говорится в статье, предприятие будет работать на полную мощность, а чтобы запуск открытого в 1966 году комбината хоть немного себя оправдывал, правительство отменило закон, запрещавший сброс ядовитых отходов на основе соединений хлора. «Это значит, – говорит активист независимого профсоюза БЦБК Александр Алексеевич, – что отходы будут сбрасываться в Байкал». Путин, добавляет инженер-химик, спасает комбинат для того, чтобы люди подумали, что кризис миновал и все снова хорошо. Александр Алексеевич так не считает – вместо того, чтобы по-быстрому спасать комбинат, который может закрыться уже через пару лет, можно было бы инвестировать в новые установки, которые помогли бы сократить затраты и спасти Байкал.
Несколько дней назад Марина Рихванова, сопредседатель движения «Байкальская волна», взяла из озера пробы воды: хлор, хлороформ, формальдегид, метанол, следы алюминия. Природа и экология уже сильно пострадали от выброса отходов, говорит она.
Конечно, пишет в заключение автор, жителям Байкальска небезразлична судьба Байкала, самого глубокого пресноводного озера планеты. Рыбаки, владельцы гостиниц из туристических регионов, капитаны прогулочных катеров собрались перед зданием администрации в Иркутске, чтобы выступить против возобновления работы комбината – всего 2500 человек. Однако государственные телеканалы показали проводившуюся в это же время демонстрацию сторонников Путина в поддержку БЦБК, которая насчитывала 500 участников, передает InoPressa со ссылкой на Handelsblatt.
Москва, Дарья Неклюдова
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».