У российского потребителя устоялось мнение, что на рынках в России отовариваются многие и помногу. Что цены тут ниже, чем в блестящих супермаркетах. Что «бабушкино молочко» и «лучок только с грядки» полезнее, чем магазинные. И что самая короткая дорога от производителя к покупателю ведет как раз через базар.
Корреспонденты «Российской газеты» решили проверить эти четыре популярных тезиса в разных городах страны. А заодно сравнить, сколько стоят овощи и мясо.
Выяснилось, что в этом году цены на мясо, фрукты и овощи на амурских сельскохозяйственных рынках стали расти быстрее, чем в сетевых магазинах. Жители области, традиционно предпочитавшие покупать продовольствие у рыночных торговцев, теперь все чаще идут в супермаркет.
Эксперты говорят, что это результат победы китайских импортеров продовольствия над аграриями Амурской области. В 2009 году 87 процентов фруктов и овощей, продающихся на амурских рынках и в магазинах области, были китайскими.
Сначала амурским сельским хозяевам было невыгодно выращивать овощи – до потребителя они доходят по цене, вдвое превышающей цену на китайский товар. Многие хозяйства сокращали посевы овощей или вовсе от них отказались. Кроме того, популярные когда-то в Приамурье личные хозяйства и огороды, обеспечивающие рынки местной продукцией, за последние десять лет тоже значительно ужались.
А теперь потребители пожинают плоды продовольственной зависимости от импорта. И сокращения собственного производства.
На рынках Иркутска домашняя продукция (овощи, молоко, сметана) тоже очень дорогая. Значительно разнится по цене мясо: парное на рынке стоит 200-270 рублей, замороженное в магазинах – 140-180.
В Ростове-на-Дону торговые сети стараются устанавливать цены чуть ниже среднего уровня по рынкам. В середине июня килограмм сливочного масла в магазинах области в среднем можно было купить за 143,6 рубля, а на рынках – за 152,3 рубля, растительного масла – 52,5 рубля и 55 рублей, соответственно, курицы – 99,2 и 141,8 рубля.
А вот в Челябинской области покупки на рынках обходятся на 20-25 процентов дешевле, чем в магазинах. К примеру, литр молока на рынке можно купить за 20 рублей. В магазинах в зависимости от упаковки и типа обработки оно обойдется уже в сумму от 24 до 27 рублей за литр.
И в Новгороде на рынках дешевле, чем в сетях, процентов на 5-10. Но основная причина походов новгородцев на рынок, как выясняется, не стремление к дешевизне, а погоня за свежестью и традиционным вкусом. Дело субъективное, но наши корреспонденты в Новгороде утверждают, что сезонный товар на рынке свежее, а в Иркутске – что и выбор на рынке лучше, и качество выше.
В Центросоюзе полагают, что главная причина популярности рынков – в более высоком качестве товара. А продукты на них, как правило, дороже. Просто потому, что себестоимость продовольствия, произведенного в личных подсобных хозяйствах без биодобавок в корма и средств защиты растений, существенно выше.
На рынках люди в разных концах страны покупают лишь около 10 процентов продовольствия, показывают исследования региональных корреспондентов «Российской газеты». Но есть и исключения. В Ростовской области на традиционных для Юга сельскохозяйственных рынках продается до половины всего продовольствия. Причем крупные торговые сети главенствуют в Ростове и крупных городах области, а «рыночная торговля» преобладает в сельских районах. А вот в Новгородской области с рынка попадает на стол граждан лишь 5,5 процента продовольствия. Стремится к этому показателю и Иваново, где в прошлом году базары закрыли 8,2 процента потребности в еде, а в первом квартале этого года – уже только 7 процентов.
Москва, Дарья Неклюдова
Москва. Другие новости 27.06.10
В Москве убит журналист медиахолдинга «Эксперт». / Завтра Севастополь посетит украинский премьер Николай Азаров. Обсуждать участие России в развитии города. / В Дагестане уничтожен один из лидеров боевиков. Читать дальше
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».