«Новая газета» выявила аферу с ремонтом Могилы Неизвестного Солдата у стен Московского Кремля в 2009-2010 годах. Как пишет издание, реконструкция могилы обошлась федеральной казне как минимум в 177 миллионов рублей.
Как выяснила «Новая газета», больше половины суммы ушло на оплату сомнительных контрактов на «строительство и монтаж» тех объектов, что уже были построены и смонтированы. Эти контракты выполнялись компаниями и курировались людьми, близкими к руководителям Управделами президента и принадлежащего ему предприятия «Строительное объединение». Именно в карманах этих людей, как подозревает издание, осели десятки миллионов рублей, «заработанных» на ремонте столь священного объекта государственного значения.
Как напоминает газета, Могилу Неизвестного Солдата было решено реставрировать в рамках мероприятий по подготовке празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2010 года. На время работ Вечный огонь был в конце декабря 2009 года перенесен из Александровского сада на Поклонную гору и возвращен обратно к 23 февраля 2010 года.
Журналисты в подробностях изучили все находящиеся в открытом доступе документы, связанные с этим масштабным проектом, и выяснили следующее. Согласно федеральному реестру, для реконструкции Могилы Неизвестного Солдата было заключено три основных госконтракта. По первому из них, связанному с установкой памятного знака в честь городов воинской славы, нареканий нет. Он был заключен в ноябре 2009 года, его сумма составила 85 миллионов рублей.
А вот два других контракта показались газете подозрительными. Они были заключены намного позже – за считанные дни до 65-й годовщины Победы, и в них обговаривались дополнительные работы. Иными словами, по условиям контрактов, буквально за 10 дней до официальных празднований на комплексе предполагалось «завершить строительно-монтажные работы по установке памятного знака», а затем провести «дополнительные проектно-изыскательские работы».
При этом, судя по указанным суммам, дополнительные работы стоили дороже основных – почти 92 миллиона рублей. К тому же, как справедливо отмечает газета, «проектно-изыскательские работы» по логике должны предшествовать всем остальным, но в случае с Могилой Неизвестного Солдата контракт на них был подписан позже всех – 5 мая 2010 года.
Для убедительности в статье приведен список тех «изысканий», которые предполагалось провести: – «открытие шурфов для обследования фундаментов; – лабораторные анализы грунтов; – разработку проектно-сметной документации по ремонту и реставрации площадки у Вечного огня».
Ремонт этой площадки включал «разборку и замену гранитных камней и устройства водоотвода, а также оформление гранитного блока с текстом указа президента РФ».
«Это что получается: 9 Мая президенты России, Украины и Белоруссии открывали мемориал, на котором и плиты гранитные были заменены, и стела с городами воинской славы установлена, а в это же время и в течение всей следующей недели кто-то усиленно обследовал фундамент, изучал грунт и разрабатывал проектно-сметную документацию, думая над тем, как разобрать и заменить гранитные камни?» – рассуждает «Новая газета».
Что касается «завершения строительно-монтажных работ по установке памятного знака», то этот контракт среди прочего предполагал: – замену накрывочных плит из красного гранита – 50 кв. метров с реконструкцией фундаментного основания; – изготовление и монтаж двух павильонов для почетного караула с устройством теплого пола; – замену плит черного лабрадорита в зоне Вечного огня – 49 кв. метров; – изготовление и монтаж двух павильонов для почетного караула.
«Откуда вдруг взялись эти «дополнительные» работы, почему они не вошли в самый первый контракт на реконструкцию – еще в ноябре 2009 года, или Управделами президента изначально не предусмотрело, что придется менять гранит в зоне Вечного огня и устанавливать павильоны для почетного караула?» – задает новый вопрос издание.
Но еще более интересные факты выясняются из финансовой отчетности предприятий, которые занимались постами и гранитными плитами. В них говорится, что работы были завершены еще в феврале и апреле 2010 года соответственно. Каким образом они попали в контракт на «дополнительные работы» от 28 апреля и на что были на самом деле потрачены 90 с лишним миллионов рублей, остается загадкой.
Еще один любопытный момент – техническое задание одного из этих сомнительных контрактов было утверждено замначальника управления капитального строительства Управделами президента Владимиром Лещевским, который после громких коррупционных разоблачений бизнесмена Валерия Морозова находится под следствием по уголовному делу о крупной взятке, цитирует «Новую газету» NEWSru.com.
Не менее интересны другие лица, причастные к этим контрактам. Так, начальником «Строительного объединения» Управделами президента, выполнявшего установку памятного знака и «завершение строительно-монтажных работ», с 2009 по 2011 год был Игорь Бондарь родом с Украины. В свое время он пришел на это предприятие как протеже все того же Лещевского.
Гранит для реконструкции Могилы Неизвестного Солдата поставлял завод «Соколовский карьер» в Житомире, в документах которого Бондарь числился в то время членом наблюдательного совета и миноритарным акционером. Он же до 2008 года был генеральным директором и учредителем ООО «Гранитострой», которому принадлежит «Соколовский карьер».
Сегодня основной владелец и «Гранитостроя» и завода в Житомире – Вячеслав Ляпин, давний бизнес-партнер Игоря Бондаря.
«Новая газета» также не поленилась отследить путь гранита от украинского завода к Могиле Неизвестного Солдата в Москве. Как оказалось в товарной накладной, поступившей в распоряжение журналистов, в качестве получателя груза было почему-то указано не «Строительное объединение» Управделами президента, а неизвестная фирма «Спец Проект» из Воронежа.
«То есть получалась следующая схема: воронежское ООО «Спец Проект» как бы покупало гранит у житомирского ОАО «Соколовский карьер», а московское «Строительное объединение» как бы перекупало камень у ООО «Спец Проект», – говорится в статье. – Согласно финансовой справке, показывающей расчеты «Строительного объединения», ООО «Спец Проект» получило почти 25 миллионов рублей за свои услуги по поставке гранита».
Автор берется предположить, что единственным объяснением тому, зачем на пути из Житомира в Москву понадобилось делать крюк через Воронеж и вообще вовлекать фирму-посредника, служит следующее: «Чем больше посредников, тем больше маржа, оседающая на их счетах от щедрого российского юбилейного бюджета».
К тому же в воронежском «Спец Проекте» тоже нашлись люди, близкие бывшему руководителю «Строительного объединения» Игорю Бондарю. Согласно документам налоговой службы города, учредителем «Спец Проекта» при регистрации фирмы был Константин Левин. Он, по словам бывшего сотрудника Управделами президента, работал какое-то время начальником департамента в «Строительном объединении», а фактически был помощником у Бондаря.
В Управделами президента, куда «Новая газета» в связи со своими «находками» направила запрос, отреагировали подобием угрозы. Там напомнили о прошлогоднем иске главы ведомства Владимира Кожина к изданию за статью о фактах коррупции при проектировании и строительстве объектов федеральной собственности. Басманный суд в ноябре частично удовлетворил иск и постановил выплатить Кожину 130 тысяч рублей.
«В ответ на Ваш запрос хотелось бы обратиться к Вам с призывом изначально научиться уважать Российское законодательство и неукоснительно выполнять решения суда. Только после этого мы дадим ответы на все интересующие Вас вопросы», – ответили в Управделами президента на запрос газеты.
Москва, Дарья Неклюдова
Москва. Другие новости 17.05.11
В Новосибирске произошел пожар на складе автокомбината с машинным маслом. / Минимальный размер оплаты труда могут повысить. / Шарапова поднялась в рейтинге WTA. Читать дальше
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».