Безбедная старость большей части граждан РФ не грозит Будущих пенсионеров ждет очередная системная реформа
Не успев отметить десятилетие с момента запуска пенсионной реформы, начатой в 2002 году, власти готовы расписаться в собственных ошибках и постепенно готовят общество к «перезагрузке» – дескать, поторопились, недосмотрели, исправим и т.д. В результате, как поясняет в интервью замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин, к осени – в сентябре-октябре – его ведомством будет представлена стратегия развития пенсионной системы на период до 2050 года, которую и предполагается «всем миром обсуждать».
«Нам в ответ некоторые господа говорят: все уже гениально придумано, и попробуйте только что-нибудь тронуть, сильно об этом пожалеете! – горячится Воронин. – Для них реформа от 2002 года – это догма, не терпящая никаких сомнений. Но надо понимать, что пенсионная система – это не застывшая конструкция, а живой организм, требующий постоянного совершенствования. Мы тщательно изучили зарубежный опыт и рекомендации Международной организации труда и рассматриваем четыре альтернативных сценария».
Вот только прямого ответа на вопрос о том, как оценивать прошедшие девять с небольшим лет – как провал, работу над ошибками или как-то еще, – почему-то не звучит. При этом не стоит забывать, что были затрачены огромные усилия – институты писали свои варианты, которые, в свою очередь, рассматривали тысячи чиновников. Нельзя забывать и о затраченных средствах, которые никто не подсчитывал. В результате народ приучили получать «письма счастья» из Пенсионного фонда и долго, впрочем, небезуспешно, эти самые письма читать, а не выбрасывать, пишет «Независимая газета».
Судя по всему, никто не отменял пока и социальную рекламу, призывающую россиян активно включаться в систему софинансирования пенсий. Проблема в том, что сегодня даже самый мало-мальски образованный гражданин либо не хочет давать деньги государству вперед и надолго, либо понимает, что выгоды от участия в этой программе не будет.
Между тем на индивидуальных счетах россиян (тех, кто родился в 1967 году и позже) уже скопилось около 1 трлн. руб. И как на грех именно этой суммы не хватает для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Кто его знает, может, именно этот факт и является ценой вопроса? С другой стороны, изъяв триллион, ситуацию не изменить, поскольку проблема не решится.
К тому же доходность накопительной части пенсии, которой распоряжаются или Внешэкономбанк, или частные структуры, не гарантируется. Как поясняет тот же Воронин, «это наглядно показал кризис». «По итогам 2008 года частные управляющие компании (УК) показали убыток, большинство негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и даже ВЭБ лишь вышли в ноль, – сокрушается он. – А трудовая пенсия (базовая и страховая части) была проиндексирована выше инфляции – ее общий рост составил 32,5%».
Но что делать, пока непонятно. К сожалению, в России до сих пор не существует инструмента вложения средств. Мало того, что россияне так и не привыкли откладывать на собственную старость, так и родной рубль подвержен капризам – либо мирового рынка на нефть, либо самодеятельности чиновников. Валюта также спасает не всегда: на краткосрочный период – если предстоит отдых или командировка – вложиться можно, но на более долгий срок лучше не рисковать и вкладывать в нее средства не стоит.
Остаются банковские депозиты и вложения в благородные металлы. Однако по первым процент не всегда покрывает даже официальную инфляцию, а вторые не слишком популярны из-за разного рода сложностей (открытие счета, плата НДС и т.д.). Наверное, есть смысл задуматься именно о надежном и долгосрочном инструменте, например, о неких ценных бумагах, в которые могли бы вкладываться будущие пенсионеры.
Москва, Дарья Неклюдова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».