Пятница, 29 марта 2024, 14:26 мск

«Есть ли жизнь на Марсе?» NASA утверждает, что есть

На Марсе обнаружена порода земли, пригодная для жизни. Открытие сделали специалисты NASA, исследовавшие участок инопланетной почвы, добытый в мае марсоходом Spirit.

Ученые уверены, что когда-то на Красной планете существовали микроорганизмы. Их останки собираются обнаружить при более тщательном геологическом исследовании. Правда, столь важное открытие американцы сделали случайно, сообщает «Взгляд».

У марсохода, который с 2004 года исследует планету, заклинило одно из колес. Зарываясь в почву при передвижении аппарата, колесо оставляло глубокую колею. Ученых привлекла необычная яркость взрыхленного грунта в районе Home Plate. Почву отдали на экспертизу. Анализ показал, что в ней содержится высокий уровень кварца.

После проведения анализа проб ученые пришли к выводу, что условия в одном из районов Марса характеризовались повышенной влажностью, сильной кислотностью и окисляющими признаками. В настоящее время исследователи из NASA изучают две гипотезы происхождения необычной породы на планете. Первая – это ключ или гейзер, горячая вода которого выносит на поверхность кварц.

Согласно второй версии, марсоход наткнулся на так называемую фумаролу – трещину в кратере вулкана или на застывающем потоке лавы, через которую прорывались кислотные пары и вулканические газы, удалившие из имеющейся породы разные минералы и оставившие почти чистый кварц.

Обе версии означают, что это место могло быть настоящим очагом микробной жизни. На земле районы гейзеров и вулканов обычно кишат микроорганизмами, что обусловливает определенный состав грунта. По мнению ученых, это может быть пока непрямым, но все-таки доказательством того, что на Красной планете когда-то была жизнь.

По словам Стива Скваерса, старшего научного специалиста NASA, до сих пор исследования Красной планеты еще никогда не были столь близки к находке следов марсианской жизни. В настоящее время на марсоходе нет оборудования, которое позволило бы проверить гипотезу. Аппарат предназначен лишь для геологических исследований. Будущие миссии, однако, займутся поиском химических следов, которые могли оставить микроорганизмы.

«Если Spirit обнаружил остатки горячих источников, то есть шансы, что осаждающийся кварц мог «мумифицировать» микроорганизмы и сохранить их в своей толще в практически неповрежденном виде», – считают ученые.

Поиск химических следов жизни на Марсе станет задачей будущих миссий, передает BBC. В 2009 году американцы планируют отправить на красную планету еще одну экспедицию. Европа планирует осуществить аналогичный проект после 2010 года.

Spirit совершил посадку в кратере Гусева на Марсе 4 января 2004 года. Изначально предполагалось, что аппарат сможет функционировать не более 90 дней, однако в сентябре аппарат отметил своеобразный юбилей пребывания на Красной планете – 1000 марсианских дней, напоминает «Взгляд».

За время марсианской миссии Spirit передал на Землю огромный объем научной информации. Именно с помощью этих данных удалось доказать, что на поверхности Марса когда-то существовала вода. Ранее ученые NASA заявляли о том, что на Марсе обнаружены признаки зарождения жизни.

«Зарождение жизни на Марсе происходило в древней окружающей среде Красной планеты и оставило свои следы в марсианских горных породах, которые были изучены специальным аппаратом-марсоходом NASA Opportunity.

Самый тщательный анализ данных, полученных с аппарата, показывает, с какими трудностями столкнулась зарождающаяся жизнь в агрессивной марсианской среде», – сообщалось в докладе организации.

Хьюстон, Всеволод Ягужинский