Воскресенье, 28 апреля 2024, 07:33 мск

Science: «Птичий грипп» может стать биологическим оружием В статье, почти год запрещенной к публикации в США, рассказывается, как это сделать

Пандемии - документальный фильм

Ученые из Кембриджа, в результате серии экспериментов над штаммами «птичьего» H5N1 и «свиного» H3N2 гриппа, выяснили, что их достаточно несложно модифицировать для того, чтобы они начали передаваться от человека к человеку воздушно-капельным путем. Эти вирусы вызывают у птиц, свиней и людей, напрямую с ними контактирующих, почти 100% быструю и мучительную смерть. Пандемии в 2005 году не случилось из-за особенностей самих вирусов. Теперь исследования показали, что этот барьер преодолим. Власти США, опасаясь использования этих сведений в целях биотерроризма, в течение восьми месяцев добивались полного запрета на публикацию результатов исследований. Однако группы биологов все же опубликовали статьи в журналах Nature и Science.

Две группы биологов – под руководством Йосихиро Каваока из университета Висконсин-Мэдисон и Рона Фуше из Роттердама – после паники 2005 года, когда случаи «птичьего гриппа» стали проявляться у людей по всему миру, начали исследование вирусов H5N1 и H3N2. Среди целей исследования было – выяснить, насколько велика угроза пандемии. То есть, существует ли возможность модифицировать исходные вирусы так, чтобы они смогли передаваться между разными видами млекопитающих и воздушно-капельным путем. Одним из результатов экспериментов, стала модификация H5N1, которая «идеально» распространялась воздушно-капельным путем среди хорьков, пишет издание «Взляд».

Существующие в природе штаммы птичьего гриппа H5N1 уже обладают двумя из пяти ключевых мутаций, необходимых, чтобы вирус научился передаваться от человека к человеку воздушно-капельным путем. Две другие мутации и одна замена фрагмента ДНК пока не встречаются среди «диких» вирусов гриппа. Моделирование показало, что в природе возможно появление вирусов с четырьмя ключевыми мутациями. За пять дней инфекции в виртуальной клетке появилось несколько тысяч вирусных частиц, содержащих в себе три или четыре мутации из пяти.

Национальный совет по науке и биологической безопасности (США) счел результаты исследований потенциальной инструкцией для биотеррористов и пытался ее запретить. Публикации групп Каваоки и Фуше были заморожены на неопределенный срок, хотя уже были приняты к публикации журналами Nature и Science. Через 8 месяцев противостояния с госрегулятором, издания решились на публикацию. Статья группы Каваоки была опубликована в Nature в мае, а группы Фуше – в июньском номере Science.

В предисловии к статье редакция журнала сетует, что попытка запрета и скандал сделали тему по-настоящему популярной. Теперь во всем мире известно, что способы сделать H5N1 причиной пандемии существуют, и даже запрет на публикацию не смог бы остановить злонамеренных ученых, цитирует журнал издание SLON.ru. Сами авторы статьи считают, что их работа призвана помочь не террористам, а напротив того – исследователям и врачам, которым предстоит бороться с катастрофой, случись она по вине людей или по воле природы. В выводах исследователей говорится, что, поскольку угроза превращения «птичьего гриппа» в «бич человеческий» весьма вероятна (не в природных, так в лабораторных условиях), то дальнейшие опыты с искусственно выведенными разновидностями вируса помогут разработать вакцину и адекватные средства предупреждения эпидемии.

Москва, Алексей Усов