Суббота, 27 апреля 2024, 18:39 мск

В Байкал упал «пришелец из космоса» (ФОТО, ВИДЕО) Ученые считают, что болид затонул в километре от берега

Вблизи озера Байкал 22 октября был замечен яркий болид, указал в отчёте научный сотрудник Астрономической обсерватории ИГУ Кирилл Иванов. Официальное сообщение о данном факте появилось на сайте обсерватории в среду, 28 октября. Ученые рассказали, что болид был зафиксирован двумя автоматическими наблюдательными станциями, которые установлены в Тункинской долине в рамках проекта «SkyLine».

Астрономы рассказали, что объект был замечен на высоте 67,2 километра и потерян на высоте 62,1 километра. «Метеорное тело «догоняло» Землю, что, помимо прочего, обусловило его низкую скорость относительно её поверхности: в точке обнаружения она не превышала 13 километров в секунду, а к концу наблюдаемого отрезка, ввиду значительного сопротивления воздуха, снизилась до 10 километров в секунду. Максимальная зафиксированная яркость болида составила минус 4,5 m (ярче Венеры). По оценкам, начальная масса объекта могла составлять порядка килограмма, размер – порядка 10 сантиметров», – рассказал Кирилл Иванов..

Расчеты показали, что «гость из космоса» должен был потерять горизонтальную скорость спустя 37 секунд после обнаружения, и свободно упасть, предположительно, в акватории озера Байкал, на расстоянии около 1 километра от берега, в 17 км от посёлка Большое Голоустное. Кроме того, полученные данные позволили построить орбиту небесного тела. Вероятно, тело, породившее болид над Тункинской долиной – «выходец» из пояса астероидов, попавший под «дурное» влияние Юпитера и сошедший с «истинного пути».

Болид заметили не только сотрудники обсерватории ИГУ, но и пользователи интернет-форумов. «Наблюдал в Хомутово, скорее всего метеорит, летел секунд 10, один кусок отделился и сгорел раньше, а второй летел медленно и горел», «Я его с Ангарска наблюдал. Летел он около 10 секунд, секунде на седьмой распался надвое. Одна часть сгорела быстро, вторая за дом залетела, как догорел не видел. Вход в атмосферу был как бы по касательной, обычно метеоры под тупым углом входят. И хвост был красноватым», – рассказывают очевидцы.

Как рассказал директор Астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев, система видеорегистрации метеоров, сгорающих над Тункинской долиной, была введна в строй 9 октября. Две высокочувствительные камеры, оснащенные короткофокусными объективами, установлены в 58 километрах друг от друга – на астрофизическом полигоне ИГУ вблизи поселка Торы и на радиоастрономической обсерватории ИСЗФ СО РАН вблизи урочища Бадары. Техника работает, регистрируя в ясные ночи до 40 метеоров за ночь.

Метеорная камера астрономической обюсерватории ИГУ на крыше корпуса радиоастрономической обсерватории ИСЗФ СО РАН

«Отчет Кирилла Иванова свидетельствует о богатых возможностях нашей новой системы. По всей совокупности имеющихся данных можно судить о массе ворвавшегося в атмосферу метеороида, а если считать, что это было каменное тело, – по известной плотности сделать вывод о размерах. Надеемся, что, в случае падения новых болидов в районе Тункинской долины, камеры обсерватории ИГУ смогут их зафиксировать для определения параметров метеоров. Приближается время метеорного потока Леониды – не очень обильного, но с яркими метеорами. Посмотрим, что удастся «поймать»», – поделился впечатлениями и ожиданиями Сергей Язев.

Иркутск, Иван Гридин