Понедельник, 29 апреля 2024, 02:58 мск

Астрофизики нашли «мини-галактики», где нарушены законы стандартной физики

Небольшие спиральные галактики, открытые за последнее время нарушают постулаты традиционной физики. Согласно выводам ученых, опубликованных в статье MNRAS, эти галактики могут стать порталом, который приведет мир к новой физике, выходящей за пределы стандартной модели и ее объяснений темной материи и энергии.

«Мы изучили 36 таких галактик, что достаточно для выведения статистических выводов, и обнаружили связь между структурой обычной материи, слагающей звезды и газ, и аналогичным свойством ее темной «сестры», – цитирует РИА «Новости» ученого института SISSA в Триесте Паоло Салуччи.

По его словам, наблюдения за скоростью движения звезд в близлежащих к Земле галактиках показали, что светила на их окраинах движутся с невозможно высокой скоростью, примерно в 10 раз выше, чем показывали расчеты.

Причиной этого, как считают ученые, является темная материя – субстанция, на чью долю приходится примерно 75% от массы материи во Вселенной, именно она удерживает звезды на месте и не дает им «разбежаться».

Салуччи отметил, что сегодня, несмотря на то, что большинство ученых не сомневается в существовании темной материи, но ее свойства, за исключением гравитационного влияния на галактики, остаются загадкой и предметом споров среди астрофизиков.

Между тем, наблюдения за движением звезд внутри и на окраинах трех десятков недавно открытых «мини-галактик», которые похожи по своей форме и свойствам на Млечный путь, но отличаются размерами, показали, что форма сгустков темной материи в таких звездных мегаполисах совпадала с тем, как выглядели сами галактики.

«К примеру, если видимая материя в галактике определенной массе будет сосредоточена в одном месте, то тогда темная материя будет делать то же самое. Аналогичным образом, если галактика будет сильно «растянута» и звезды в ней будут располагаться на большом расстоянии друг от друга, то тогда темная материя будет принимать схожую форму. Это очень сильный эффект, который нельзя объяснить при помощи стандартной модели физики», – отметил Салуччи.

По словам ученого, схожие эффекты существуют и в более крупных галактиках, однако подобное распределение темной материи в них объяснялось раньше астрофизическими процессами в рамках устоявшихся представлений об устройстве Вселенной.

Дальнейшие наблюдения за небольшими галактиками, как надеется Салуччи, помогут понять, какими свойствами обладает темная материя и как именно нарушается стандартная модель физики.

Москва, Мария Вяткина