Суббота, 11 мая 2024, 03:33 мск

Ученые разобрались в работе «бионавигатора» в мозге у птиц

Российские биологи и их коллеги из других стран сумели выяснить, как работает «биокомпас» птиц, который позволяет им безошибочно определять свое положение на карте во время дальних перелетов. В решении этой задачи ученым помогли наблюдения за миграциями камышовок, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Ученые из Госуниверситета Санкт-Петербурга и Зоологического института РАН, как и Ричард Холланд (Richard Holland) из университета Бангора (Великобритания) на протяжении нескольких лет пытаются раскрыть тайну того, как птицы ориентируются при перелетах на север и на юг. Ранее они смогли выяснить что в мозге пернатых существуют особые белки-криптохромы, реагирующие на изменения магнитного поля и работающие как своеобразный «биологический навигатор».

Они наблюдали за полетами камышовок, у которых работа этого «биолкомпаса» была нарушена воздействием мощных магнитов. По словам Никиты Чернецова, директора биологической станции «Рыбачий» Зоологического института РАН, заставили ученых задуматься, как птицы находят точно ту точку на карте России, откуда они улетели на зимовку в Северную Африку.

Как рассказали в пресс-службе Санкт-Петербургского государственного университета, для решения этой задачи биологи поймали нескольких молодых птиц, ранее не совершавших перелеты на зимовку, облучили их магнитным излучением «скорректировав» в их мозге положение магнитного полюса Земли. В качестве точки для зимовки ученые избрали шотландский Абердин, расположенный примерно в 1500 километрах от Куршской косы, где находится биостанция «Рыбачий».

«Общая интенсивность и наклон поля остались прежними, но мы «повернули» север на 8,5 градуса. Ориентируясь на него, птицы определили свое местоположение и повели себя так, будто на самом деле оказались за полторы тысячи километров от Прибалтики – на юге Шотландии. Торопясь компенсировать смещение и вернуться на свою обычную трассу миграции, они развернулись на юго-восток», – рассказал Чернецов.

Биологи отметили, что описанным образом вели себя только взрослые птицы, молодые же камышовки оказывались дезориентированы изменениями магнитного поля. Благодаря этому различию в поведении ученые сделали вывод, что птицы выстраивают у себя в голове магнитную карту Земли во время первого перелета, а не имеют ее от рождения.

Таким образом, российским и британским ученым впервые удалось доказать, что птицы могут измерять разницу между магнитным и географическим севером и использовать ее для определения своего положения на трассе миграции. Как предполагает Чернецов, когда птица приближается к точке зимовки или гнездования, она начинает использовать другие ориентиры – запахи, Солнце или звезды – для вычисления точного положения своей цели на карте местности.

Подобным образом, как считают ученые, могут ориентироваться и другие перелетные птицы и прочие животные, совершающие «межконтинентальные» перелеты и миграции. Изучение механизмов, управляющих работой подобных «биокарт», по мнению Чернецова, поможет экологам понять, как можно спасти многие виды живых существ, которым сегодня угрожает вымирание.

Санкт-Петербург, Иван Гридин