российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 23 декабря 2024, 07:37 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Участие в лояльных массовых уличных акциях становится прибыльным молодежным бизнесом

Участие молодых людей – студентов, лицеистов, школьников – в проправительственных митингах и шествиях стало прибыльным молодежным бизнесом. Политические движения самого разного толка активно используют для захвата уличного пространства самых настоящих политических рейдеров. А взамен общество рискует получить целое поколение циников и ко всему равнодушных людей, пишут в среду «Новые Известия».

Пока 14 апреля на Пушкинской площади в Москве ОМОН жестоко разгонял участников оппозиционного «Марша несогласных», на Воробьевых горах 15 тысяч молодых людей демонстрировали удивительное согласие с политикой «партии и правительства на «Марше согласия», организованном «Молодой гвардией Единой России». По реакции многих демонстрантов, к которым корреспондент газеты обращался с вопросом, что их привело на Воробьевы горы, становилось ясно, что пришедшие на «Марш согласия» не понимали, с чем же именно они согласны. Один раз сквозь ряды спешно промчался грузный организатор с матерными выкриками в сторону все никак не хотевших вставать в колонну молодых людей. Большинство, переминаясь с ноги на ногу, обсуждали плохую погоду или гонялись за «халявной сувениркой». Лозунги и призывы бороться с «фриками» из «Другой России» и истреблять «оранжевую контру», звучавшие в те мгновения со сцены, казалось, их волновали меньше всего.

«Не вижу в этом ничего такого, – говорит двадцатилетний Роман, который тоже пришел на демонстрацию «заработать». – Мне позвонил мой приятель и спросил, не нужны ли деньги? Когда я ответил «да», он предложил поучаствовать в этом своеобразном «шоу». С моего факультета здесь человек пятнадцать. Сегодня поздно вечером или завтра со всеми обещали рассчитаться». В это время мимо с криками прошла очередная группа людей с транспарантами и большими портретами выдающихся русских полководцев. «Отстрелявшись», они устроились рядом с выходом и стали ждать, когда им будет позволено выйти. Один из демонстрантов удобно присел на изображение маршала Жукова. «Куда все это добро денешь?» «Выброшу к чертовой матери», – сердито ответил сторонник великой и сильной России.

Глава Ассоциации молодых политических экспертов Олег Бондаренко говорит о том, что это весьма распространенная практика. «Так действует и «Молодая гвардия», и другие проправительственные организации: «Россия молодая» и много кто еще, – рассказал он. – Либо привозят за деньги, либо используют административный ресурс, то есть снимают с занятий и говорят: «Студенты, или вы идете на эту акцию, или мы вам не поставим зачет.

«Нашисты», например, привозят людей из регионов под предлогом показать Москву, но, по сути, это тоже за деньги. Такие случаи, как отмечает издание, неоднократно наблюдались на акциях молодежных движений. Можно вспомнить, как 12 июня прошлого года члены движения «Местные», называющие себя молодыми политическими экологами Подмосковья, провели в центре столицы многотысячное шествие. Они умудрились вывести около 50 тыс. человек, в основном это были школьники и студенты. Ребята не скрывали, что они понятия не имеют, зачем их привезли и заставили ходить многокилометровым маршрутом. Они рассказывали, что к ним обращались преподаватели, предлагая поехать в добровольно-принудительном порядке.

Сегодня во многих столичных вузах действуют так называемые бригадиры, которые «вербуют» там молодежь. Идеология их не волнует. Просто хороший способ заработать, прикладывая к этому минимум усилий. По понятным причинам они не хотят, чтобы мы называли их фамилии. Как рассказал изданию студент престижного московского института Максим, работающий в крупном молодежном прокремлевском движении, главная его задача – «собирать народ». За это он получает деньги. «У меня есть начальник, – рассказывает Максим. – Перед мероприятием он мне звонит и просит набрать людей. За каждого человека дают по пятьсот рублей. Триста рублей за участие я отдаю человеку, а двести – «навариваю». По его словам, большого ума для такой работы не требуется: обычно он просто обзванивает знакомых студентов. Любопытно, что молодой человек в организации не знает никого, кроме своего «начальника», и не представляет, перед кем тот отчитывается.

Но одно дело – прокремлевские движения. У них в наличии выстроенная под себя структура и нет нужды привлекать кого-то со стороны. Другим же приходится прибегать к посторонней помощи. В принципе у каждой партии существует наработанная система контактов людей, к которым следует обращаться для сбора народа на митинги, но есть и компании, которые занимаются этим бизнесом. «Их несложно найти в Интернете – обычно они называются промоутерскими компаниями», – рассказывает Федор, один из тех, кто в качестве профессии выбрал для себя поставку людей на митинги. Существуют также небольшие группы студентов, которые за определенную сумму предлагают свои услуги организаторам акции. Обычно организаторы просят привести на митинг от 50 до 200 человек. «Если это политическая акция, то от 50 до 70% пришедших участвуют в акции за деньги, а остальные все же активисты», – рассказал он. Большинство подобных мероприятий проходит при участии «студентов младших курсов», а также групп футбольных фанатов. «Студенты от фанатов в общем-то ничем не отличаются, – говорит Федор. – Но фанаты более дисциплинированны и могут устроить так называемый перформанс. При этом если активистов легко разогнать, то фанаты более организованны и готовы за отдельную доплату даже поучаствовать в столкновениях либо с правоохранителями, либо с активистами другой организации. Но они стоят дороже. В целом же расценки для всех одинаковые: как для проправительственных так и для оппозиционных организаций. «Мы участвуем только в легальных, разрешенных администрацией города акциях, – пояснил он. – Поэтому не имеет значения, какие будут лозунги. Заранее их не обговаривают».

Другое дело «коммерческие» акции, то есть направленные против каких то корпораций, олигархов или в защиту каких-либо предприятий. Практически все пришедшие, как правило, участвуют в ней за деньги. Здесь ставки выше. «Цена варьируется от 250 руб. до 1500 руб. за человека, – продолжает Федор. – В зависимости от направленности акции, ее продолжительности и т.д. Обычно это бывает связано с рейдерской тематикой, потому что тактика антирейдерской защиты в обязательном порядке предусматривает использование уличных акций, поскольку они становятся информационным поводом для проплаченных материалов в СМИ».

Почему молодежь вовлечена в этот процесс? Дело ведь не в том, что они рвутся легким способом заработать какие-то 300 рублей, а в том, что они не видят в этом ничего предосудительного. «В первую очередь это происходит на уровне воспитания молодых людей, самой системы корпоративного образования и всей идеологии «менеджера младшего звена», – объясняет Олег Бондаренко. – Эта идеология «как заработать больше денег» навязывается государством. В это абсолютно логично вписывается платное участие в митингах. Понятно, что это вызывает у молодежи только отвращение к политике».

Однако эксперт не считает, что политики делают это сознательно, по большому счету люди просто даже не задумываются над такими вещами. «Чтобы вывести на улицу хотя бы даже несколько сот молодых людей за идею, нужно потратить сил гораздо больше, чем выделить деньги на эти же несколько сот человек, – замечает Олег Бондаренко. – Это делается в первую очередь от безыдейности нынешних политических сил, им просто нечего предложить молодежи, кроме денег. В итоге те люди, которые сражаются за идею на баррикадах, воспринимаются как недоумки и придурки, которые ничего в этой жизни не понимают». Среди массы безыдейной молодежи, конечно, есть единицы ребят идейных, но таких меньшинство, тем ярче они выглядят на общем фоне.

Эксперт Аналитического центра Юрия Левады Леонид Седов говорит о том, что сегодня молодежь в значительной своей части аполитична и даже цинична. Вырисовывается портрет молодого человека, который, прежде всего, ориентирован на карьеру и деньги. У него нет серьезных моральных тормозов или сильных политических убеждений. «В 90-е годы молодежь тоже в политике мало участвовала, но был момент, когда вдруг обнаружилось, что молодежь пришла защищать Белый дом, – говорит социолог. – Тогда это было даже некоторым сюрпризом. Но в тот период все-таки проявился какой-то политический инстинкт и, во всяком случае, неприятие прежнего советского образа жизни. Теперь молодежь получила все средства развлечения и отвлечения и довольно свободно ими пользуется и, в общем, неплохо зарабатывает. С этим отчасти связана и аполитичность, потому что этого протестного духа нет».

По словам Олега Бондаренко, организация проплаченной митинговой массовки – скорее постсоветская практика. «Нигде в мире такой практики нет, кроме постсоветского пространства, – говорит он. – Вот сейчас на Украине тоже выводят всех за деньги. И ничего другого, кроме как отвращения к политике, это не может вызвать, это становится рутиной, как работа». В будущем может получиться так, что эти ребята вырастут и станут управляемой массой. «Конечно, груз своей молодости люди несут с собой, – продолжает Леонид Седов. – Какие-то взгляды, установки, сформировавшиеся в возрасте 18-20 лет, оказывают сильное влияние на последующее развитие. Можно сказать, что какая-то доля этого цинизма, такого вульгарного материализма останется и в зрелые годы. Если у них не сформировались эти установки, тормозящие такого рода соблазны, то, конечно, они сохранят эту управляемость, в том числе такими материальными рычагами».

Москва, Ольга Панфилова

Москва. Другие новости 18.04.07

На соискание Строгановской премии выдвинуты более 80 жителей Пермского края. / В конце апреля качество водопроводной воды резко ухудшится. / В Харькове создают современный ожоговый центр. Читать дальше

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках