AMP18+

Общество

/

Медведев вводит в России «Правило Миранды» «Игра в полицию» получит гуманистические формулировки

Вместе с введением закона о полиции жители России смогут почувствовать себя героями американского детектива. Экс-милиционеров могут обязать произносить перед задержанными традиционные реплики своих заокеанских коллег: «Вы имеете право хранить молчание. Всё, что Вы скажете, может и будет использовано против Вас...». Президент России Дмитрий Медведев предложил обязать полицейских зачитывать задержанным их права. Идею о введении российского аналога «Правила Миранды» президент озвучил на совещании по реформе правоохранительной системы.

По его словам, эта практика существует в ряде стран, «это формальность, но создает разумный юридический эффект». «Надо ввести, пусть будет. От сотрудника полиции не убудет и для задержанного лишний раз услышать о своих правах будет не лишнее», – приводит ПРАЙМ-ТАСС слова президента.

Напомним, что «Правило Миранды» действует в США с 1966 года с целью обеспечения права не свидетельствовать против себя. По этому правилу, перед допросом подозреваемого в совершении преступления он должен быть уведомлен о своих правах. Названо по фамилии преступника-рецидивиста, сыгравшего важную роль в становлении этого правила. Формулировки «Правила» в разных штатах отличаются, самой распространенной является хорошо знакомый российским зрителям и читателями по детективам спич: «Вы имеете право хранить молчание. Всё, что Вы скажете, может и будет использовано против Вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если Вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен Вам государством. Понимаете ли Вы суть всего сказанного?».

Пока что в России в соответствии со ст. 223.1. УПК РФ при привлечении лица в качестве подозреваемого оно должно быть письменно уведомлено об этом, причем в уведомлении должно содержаться описание конкретного преступления, в котором подозревается данное лицо. Кроме того, при вручении уведомления дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его права по ст. 46 УПК РФ, которые включают право на адвоката и право отказа от показаний. Эти нормы в определенной степени можно считать аналогом «правила Миранды». Но, как показывает печальная практика, это чаще всего сводится к подписи: «со ст. 46 УПК РФ ознакомлен».

В то же время российская норма сформулирована более сложно для понимания, а строгая форма разъяснения прав отсутствует, говорится в юридических разъяснениях энциклопедий. Ст. 223.1 введена в УПК относительно недавно, а её нормы относятся только к предварительному расследованию в форме дознания, которое производится в основном по преступлениям небольшой тяжести. Сходные нормы имеются и в статьях, описывающих процедуру предварительного следствия, однако сформулированы ещё менее четко. В кодексе не установлены конкретные последствия ненадлежащего уведомления подозреваемого о его правах, хотя существует общая норма о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением требований закона.

С другой стороны, УПК РФ предусматривает фактическое право отказа обвиняемого и подозреваемого от показаний, данных в ходе досудебного производства в отсутствии адвоката, то есть, в российском уголовном процессе отчасти действует противоположная зафиксированной в «правиле Миранды» норма, а именно: «не все, что будет сказано вами, может быть использовано против вас в суде». Однако закон не устанавливает четкого определения в отношении отказа от показаний, полученным от лиц в статусе свидетеля и лишь позднее переквалифицированных в обвиняемых, а также на использование «вторичных» вещественных доказательств, полученных на основании показаний, полученных с нарушением закона (например, если подозреваемый, не будучи уведомлен о своих правах, выдал местонахождение тайника с похищенным или с орудиями преступления). В целом нормы российского законодательства, внешне сходные с «правилом Миранды», в большей степени направлены на предотвращение самооговора подозреваемых под психологическим или физическим воздействием в ходе расследования, нежели на формальное соблюдение конституционного «права на молчание», как в США.

Отметим, что юрист Медведев, видимо, под влиянием американского кинематографа несколько ошибся с применением «Правила Миранды». Если в фильмах «Правило» зачитывается при задержании, то в юридической реальности эта формулировка произносится перед допросом.

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,