В России уже к 2012 году могут быть полностью запрещены реклама и продвижение табака. Курение в общественных местах попадет вне закона к 2015 году, а акцизы на сигареты к тому времени повысят в 10 раз (с 5 до 50 рублей за пачку). Такие меры предусматривает национальная антитабачная концепция, разработанная Минздравом и подписанная премьером Владимиром Путиным. Цель новой кампании – снизить количество курящего населения с нынешних 40% до 25%.
По плану, прилагающемуся к концепции, закон о защите граждан от табака должен быть разработан в 2011 году, а его положения будут вступать в действие поэтапно до 2015 года. Авторы надеются, что к тому времени курить будет невозможно нигде, кроме квартир.
Разработчики концепции считают, что низкие налоги, активная реклама, низкая информированность населения о вреде сигарет и дыма для организма человека мешают России освободиться от никотиновой зависимости, пишут «Новые Известия». Поэтому впредь предлагается законодательно запретить курение во всех закрытых помещениях по примеру Европы.
К евростандартам власти решили поднять и налоговую базу. За 5 лет планируется поэтапно увеличить налог на табачные изделия и акциз. При этом ставки акциза на сигареты с фильтром и без планируется уравнять «с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона», отмечается в документе. Ранее директор департамента Минфина РФ Илья Трунин заявлял журналистам, что акцизы на табак в 2011-2013 годах планируется индексировать на 30-40% ежегодно (в 2011-м – минимум до 360 руб. за 1 тыс. штук, в 2012-м – 460 руб., в 2013-м – 590 руб.), поскольку в России они сейчас значительно ниже, чем в странах Евросоюза, Турции, Китае. На днях координатор программы по борьбе с курением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Андреа Хартсхорн заявила, что цена на пачку сигарет в России должна составить 200-300 рублей.
Согласно плану уже в 2011 году должен быть принят законопроект, полностью запрещающий рекламу табачных изделий, включая промоакции, пишет газета «Коммерсантъ». Как ожидается, этот закон вступит в силу в 2012 году. Напомним, что реклама сигарет по радио и телевидению была запрещена в 1996 году, а наружная реклама – в 2007 году. При этом запрет не коснулся метрополитена, аэропортов, вокзалов, а также печатной прессы (с ограничениями публикации рекламы на первой и последней полосах издания).
Для того чтобы у потребителей не возникал соблазн лишний раз приобрести пачку сигарет, их будут продавать в «специально отведенных торговых местах». Что это такое – пока неясно. Возможно, в будущем будут введены ограничения по метражу магазинов – маленьким точкам запретят реализовывать табачные изделия, пишут «Известия». Но пока этой меры в концепции нет.
Ну и, наконец, власти намерены сильно усложнить жизнь курильщиков. Концепция предлагает запретить курение в местах общественного питания и развлекательных заведениях (все это – помимо уже существующих ограничений, связанных с больницами, школами, спортивными учреждениями и т.п.). Но не сразу. В переходный период (его сроки предстоит установить) курильщикам разрешат дымить в изолированных помещениях – при условии, если они оснащены вентиляционными системами. Зонами, свободными от сигаретного дыма, станет весь общественный транспорт, включая остановки. Такая практика принята, например, в некоторых американских штатах.
Впрочем, драконовскими эти ограничения не назовешь, отмечает газета. В тех же США (штат Вашингтон и некоторые другие) запрещено курить ближе, чем в 20 метрах от здания. Фактически это означает, что на улице вообще нельзя дымить – если только ты не находишься на середине проезжей части.
Напомним, что в начале сентября глава Минфина Алексей Кудрин заявлял, что жители России, злоупотребляющие спиртными напитками и табакокурением, за счет платы акцизов на эти товары должны вносить более значительную лепту в госбюджет, чем те, которые ведут здоровый образ жизни. За счет роста акцизов и налогов правительство намерено несколько сократить дефицит бюджета, что, по мнению главы Минфина, является и одной из мер государства по борьбе с алкоголизмом и табакокурением. «У нас здесь две цели: мы хотим не только пополнить бюджет, мы хотим, чтобы люди чувствовали, что тот, кто пьет водку, кто курит, тот внесет большую помощь государству. Выкурил пачку сигарет – значит больше внес средств на решение других социальных задач – поддержку демографии, развитие других каких-то социальных услуг», – говорил Кудрин.
По мнению начальника аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александра Разуваева, руководство страны и Минфин при принятии решений о росте акцизов руководствовались прежде всего фискальными интересами. «Бюджетный дефицит очень беспокоит власти, так что приходится искать новые методы его устранения», – отметил эксперт.
Между тем табачные компании считают правительственный план слишком радикальным и опасаются, что резкое увеличение акцизов на табачные изделия вызовет рост контрабанды и контрафакта. Вопрос о снижении табакокурения налоговым давлением на индустрию не решить, считает директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. Эксперт отмечает, что рост налогового бремени на табачную отрасль в Европе привел к значительному увеличению «теневого» рынка: «Так, в Великобритании, доля контрафакта составляет около 40%». В России, по экспертным оценкам, доля нелегальной продукции на табачном рынке не превышает 1%.
Москва, Ольга Панфилова
Москва. Другие новости 04.10.10
Безработных свердловчан осенью станет больше. / Кандидат от ПР в мэры Массандры узнала о выдвижении за две недели до выборов (ВИДЕО). «Если вы думаете, что я туда лечу, стремлюсь, понимаете, – да…». / Прокуратура обжалует приговор в отношении челябинских милиционеров, ограбивших банкомат. Читать дальше
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».