Теракт в Домодедово, произошедший менее чем через год после взрывов в московском метро, показал неэффективность российской политики по решению проблемы Северного Кавказа, где исламистское подполье по-прежнему пользуется поддержкой среди населения. Об этом пишет западная пресса, анализируя причины очередной кровавой атаки террористов. По мнению зарубежных СМИ, взрыв в столичном аэропорту может положить конец «медведевской либерализации» и вновь усилить позиции спецслужб и лично Владимира Путина, пишет издание GZT.Ru.
«Сам президент России в ноябре прошлого года оценил борьбу с терроризмом как неэффективную. До этого президент поручил решение социально-экономических проблем Северного Кавказа своему полномочному представителю Александру Хлопонину. Власти сосредоточились на стратегии улучшения экономической ситуации в регионе, даже запланировали построить здесь пять горнолыжных курортов. На сегодняшний день эта стратегия провалилась», – пишет французская Le Figaro.
Как отмечает британская Independent, после двух чеченских войн, которые провела Россия, и в самой Чечне, и в соседних Дагестане и Ингушетии по-прежнему существует вооруженное подполье. Никто точно не знает, сколько людей ушли к боевикам, но в Дагестане многие сочувствуют тем, кто «уходит в леса». По мнению британской газеты, это происходит из-за неграмотной социальной политики властей: в регионе процветает безработица и коррупция.
После взрыва в Домодедово в России вырастет страх перед внутренним врагом. Чтобы прекратить теракты, России надо ликвидировать симпатии к подполью на Северном Кавказе – силой или убеждением, отмечает газета. Однако выполнение этой задачи становится все более иллюзорным с каждым новым терактом.
Британская Guardian считает произошедшее в Домодедово символичным. «Домодедово в эпоху Владимира Путина превратился в символ современной России – модернизированную, оживленную воздушную гавань, прогрессивный образ страны. Возможно, по этой причине аэропорт и стал новой мишенью сепаратистских группировок в России», – предполагают журналисты. «Если ответственность за теракт ляжет на группировки, связанные с Северным Кавказом, краткосрочный силовой ответ может оказаться недостаточным на фоне многочисленных социально-экономических проблем региона», – предупреждает автор статьи, эксперт по межэтническим конфликтам Сервин Мур.
Западная пресса полагает, что теракт в Домодедово усилит влияние премьера Путина и спецслужб. По мнению New York Times, после взрыва в России может закончиться период либерализации. Издание напоминает, что предыдущие атаки усиливали влияние спецслужб и лично премьера Владимира Путина, который ставит безопасность в качестве основного приоритета страны.
Times соглашается с тем, что теракт станет важным фактором для рейтинга Путина. Британская газета также отмечает, что теракт случился в период политической нестабильности – в преддверии выборов 2012 года, на которых Владимир Путин, по мнению издания, скорее всего, вернет себе президентский пост.
Некоторые зарубежные СМИ в связи с терактом в Домодедово вспоминают беспорядки на Манежной площади в Москве после убийства болельщика «Спартака» Егора Свиридова в драке с кавказцами. New York Times пишет, что город был расколот еще в декабре после националистических беспорядков на Манежной площади, а Times отмечает, что взрыв в Домодедово «вряд ли будет способствовать снижению напряженности между русскими националистами и кавказскими мигрантами».
По данным The Financial Times, аналитики связывают теракт с распространением радикального ислама на Северном Кавказе, а также предполагают, что отчасти он мог быть реакцией на беспорядки, устроенные в декабре российскими националистами. «Бессмысленно обсуждать, кто это сделал – дагестанцы или чеченцы. Это ответ на полный провал политики Кремля на Кавказе», – сказал Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги.
Итальянская La Stampa приводит мнение главного редактора журнала «Огонек» Виктора Лошака, согласно которому теракт в Домодедово является всего лишь новым ужасным эпизодом так и не закончившейся гражданской войны, которую российские власти не осмеливаются назвать своим именем (перевод Инопресса.ру).
«Россия не хочет признать, что на ее территории идет гражданская война, и сделать соответствующие выводы в плане обеспечения безопасности: проверки, сбор информации, и не только в Чечне, но и на всем Кавказе, в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Ингушетии – в регионах, где известно, кому на самом деле принадлежит власть, и где не прекращается насилие», – объясняет журналист эскалацию насилия. Лошак обращает внимание, что «в результате расследований выяснялось, что во всех терактах последних лет у камикадзе были и мотивы личного характера: они мстили за брата, мужа, отца, убитых русскими». Кроме того, «это новое насилие вписывается в очень сложный контекст высокой межэтнической напряженности в России, особенно в Москве. Существует угроза нового обострения напряженности и нового насилия», – говорит он.
Отвечая на вопрос журналиста издания, стоит ли ожидать, что кто-то потребует политического решения в ходе этой «гражданской войны», Лошак сказал: «Конечно, кто-нибудь заговорит об этом. Но в парламенте нет представителей оппозиции, нет настоящего парламента, поэтому этот парламент будет делать то, что ему скажут. Посланием сверху станет «повышение уровня бдительности», и мы все станем более бдительными. На некоторое время».
Западные журналисты раскритиковали российское телевидение, которое, по их оценке, довольно вяло освещало трагедию в Домодедово и уступало социальным сетям в оперативности. Financial Times в статье «Twitter – самый быстрый новостной ресурс в России» цитирует интернет-пользователя, который пишет, что в день теракта российское телевидение «официально умерло как источник информации». Как отмечает издание, большинство жителей России получает информацию из федерального ТВ, однако оно передавало новости позже западных телеканалов.
Во время прошлогоднего теракта в метро телеканалы также продолжали транслировать обычные развлекательные передачи, за что их критиковали и зрители, и российские СМИ. Многие из них считают, что телевидение, на котором царит самоцензура, ждало указаний из Кремля, каким образом нужно освещать теракт, заключает Financial Times.
Москва, Ольга Панфилова
Москва. Другие новости 25.01.11
В региональном парламенте Челябинской области создана рабочая группа по снижению тарифов до допустимых 15%. / Организовать теракт в Домодедово стоило 200 долларов. Военный эксперт раскрыл возможную схему злоумышленников. / Обвиняемый по делу о пожаре в «Хромой лошади» нуждается в медицинском обследовании. Читать дальше
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».