С 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» станет обязательным для изучения в школах. «Обкатку» в нескольких регионах предмет проходил с последней четверти 2010 года. По итогам годичного эксперимента Минобр выяснил, что почти 60% учеников и родителей выбрали предметы, не связанные с какой-либо отдельной религией, а изучение собственно православия предпочли лишь 30% семей. Общественный совет при Минобрнауки оказался несогласным с таким выбором подопытных и предложил изменить механизм преподавания предмета. По версии «общественников», следует преподавать религиозные предметы, и, в частности, православие, даже тем, кто выбрал для изучения ислам, буддизм или светскую этику. Если предложение совета при Минобре будет принято, спорный предмет примет свои изначальный вид, сформулированный идеологами РПЦ еще в конце 90-х годов: «Закон Божий в школе».
Эксперимент по внедрению предмета «Основы религиозных культур и светской этики» стартовал в школах с третьей четверти 2010 года. Результаты добровольного выбора семьями учеников предметов из курса показали, что неподдельный интерес к религиям присутствует лишь в регионах, где происходит столкновение культур. В российской «глубинке», которую представители РПЦ считают своей традиционной «вотчиной», интерес к изучению религий в целом и православия в частности, не превышает долей процента.
В эксперименте участвовали почти 238 тысяч пятиклассников из 19 субъектов федерации. Из них «Основы светской этики» выбрали – 44,1% семей, «основы православной культуры» – 27,8% семей, «основы мировых религиозных культур» – 17,1% участников эксперимента, «основы исламской культуры» – 10,3% родителей школьников. Менее процента подопытных выбрали «основы буддийской» и «основы иудейской культур».
«Подсчет голосов» по регионам показал весьма занимательную картину. Если в Красноярском крае основы православной культуры выбрали 19,1% родителей учеников, а в Пензенской области 100% семей предпочли курс светской этики, то на Ставрополье изучать православие решили 68% школьников. Результаты по Чечне еще более показательные: 99,6% участников эксперимента решили изучать основы исламской культуры. Еще одним средоточием православно ориентированных учащихся оказалась Еврейская автономная область – в этом регионе основы православия изучали 61,3% пятиклассников.
Однако члены Общественного совета при Минобре усомнились в праве родителей выбирать изучаемые предметы для своих детей. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов заявил: «Родители выбирают только про себя, и этот курс мог бы стать первым базисом, где светское государство давало бы возможность узнать не только про свою семью, но и про своего соседа по парте», – цитирует «общественника» «Фонтанка.ру».
«Получается, что почти 60% выбрали предметы, не связанные с какой-либо отдельной религией. Зачем тогда вообще делить на отдельные религии? Лучше ввести единый курс, где расскажут обо всех конфессиях», – заявил на заседании совета руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.
С инициативой внести соответствующие изменения в учебную программу члены общественного совета официально обратились к главе Минобрнауки Андрею Фурсенко.
Инициатива «общественников» нашла горячую поддержку в среде священнослужителей. «Информация о других религиозных культурах может быть дополнительно изучена в рамках преподавания «Основ православной культуры», если это не идет в ущерб информации о православной культуре», – цитирует «Коммерсант» представителя отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Германа Демидова.
Реакция представителей РПЦ оказалась предсказуемой, ведь предложения «общественников», по сути, сводят «компромиссный» предмет к варианту, сформулированному православными миссионерами еще в конце девяностых годов: учить надо Закону Божьему, причем всех – от мала до велика. Высказывания представителей Московского Патриархата за 10 лет говорят о том, что эта сверхзадача остается для них неизменной, пока они снисходительно следят за усилиями чиновников от педагогики. Капля камень точит, отмечает «Независимая газета».
Главред «Эха» Венедиктов пояснял, что его идея предназначена, например, для чеченских школьников. То есть, если 99,6% из них выбрали изучение ислама, то этот «односторонний» подход надлежит скорректировать, рассказав им о православии. Но ведь это лишь пояснения на примере одной республики. Не говоря уже о неуважении к выбору учеников их родителей.
В целом по стране не пожелали изучать православие 70% семей школьников, а 60% предпочли не связываться в образовательном процессе ни с одной из религий. Как раз им и предлагают Венедиктов, Альтшулер и другие члены Общественного совета при Минобрнауки усомниться в адекватности своего выбора и приняться за изучение «Основ православия».
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 09.11.11
Российские военные передали подарки детскому дому в Приднестровье (ФОТО). / На Украине будут судить шпиона. / Медведев поручит пересмотреть дело офицера Аракчеева. Читать дальше
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».