Министерство обороны отправило на согласование в силовые ведомства очередную версию законопроекта «О военной полиции», создать которую ведомство пытается уже не первый год. Основной признак военной полиции, как ее хочет видеть Минобороны – это не только контроль принявших присягу граждан, но и «штатских». Фактически, это будет новая спецслужба, которая получит оперативно-розыскные функции с правом возбуждения уголовного дела, расследования преступлений, а, главное, сможет участвовать в операциях МВД для пресечения массовых беспорядков. Допускается оцепление жилых домов для «обеспечения безопасности граждан», проникновение в дома «штатских» и «силовой» вход в гражданские организации.
Законопроект «О военной полиции» разбит на 6 глав и содержит 34 статьи. Чтобы создать новую структуру внутри Министерства обороны, предлагается внести 25 поправок в ныне действующие законы (в частности, «О прокуратуре РФ», «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О судебных приставах», «Об обороне» и т. д.), сообщает «Коммерсант».
Военная полиция будет входить в состав вооруженных сил, однако будет взаимодействовать с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами.
К компетенции военной полиции отнесено исполнение уголовных и дисциплинарных наказаний в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, и обеспечение безопасности дорожного движения в вооруженных силах. Кроме того, военная полиция займется охраной объектов военной инфраструктуры, воинских грузов, районов проведения учений и маневров войск. Структура уполномочивается вести расследование преступлений небольшой и средней тяжести, розыскную и оперативно-розыскную деятельность, производство по делам об административных нарушениях, проводить разбирательства по дисциплинарным проступкам. Ранее это были полномочия Следственного комитета.
В числе основных функций военной полиции называются выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в расположении воинских частей, соединений, учреждений и гарнизонов. Военные полицейские будут обеспечивать воинскую дисциплину – за ними закрепят комендантскую службу. Им же передадут и все функции военной автоинспекции (она вольется в военную полицию), в частности согласование маршрутов и регулирование дорожного движения на улицах при передвижении воинских колонн.
От прокуратуры военной полиции, в частности, будут переданы полномочия по приему, регистрации и проверке сообщений о совершенных или готовящихся покушениях, а также принятие процессуальных решений, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. Военным полицейским разрешат вести дознание и производить неотложные следственные действия по уголовным делам. Военная полиция сможет также добиваться содержания военнослужащих на гауптвахтах (в частности, задержанных, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных военным судом, чей приговор не вступил в силу). Совместно с органами внутренних дел военные полицейские будут вести розыск и задержание подозреваемых, обвиняемых и осужденных военнослужащих, а также лиц, самовольно покинувших место службы. В их же компетенции будет и розыск похищенного или утраченного оружия, боеприпасов, военной техники. Кроме того, на военную полицию возложат охрану руководящего состава Минобороны и органов военного управления.
В документе говорится, что создаваемый орган сможет осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность по уголовным делам, отнесенным к его компетенции. Кроме того, военная полиция получит возможность участвовать в контртеррористических операциях, а также решать задачи по пресечению международной террористической деятельности.
Военные полицейские получат широкие полномочия, например задерживать и доставлять в органы военной полиции либо в медицинские учреждения для освидетельствования и вытрезвления военнослужащих, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Такая же процедура может быть проведена для определения в организме алкоголя или наркотических средств, если это необходимо для подтверждения или опровержения факта правонарушения. Военной полиции будет также позволено получать по письменному запросу сведения, справки, документы, иную информацию, даже персональные данные, если это необходимо в рамках уголовного дела. Военной полиции разрешается получать, хранить, использовать, выдавать и уничтожать дактилоскопическую и геномную информацию.
В компетенции военной полиции будет объявление в розыск осужденных военнослужащих, самовольно покинувших воинскую часть, совершивших побег с гауптвахт или из дисциплинарных воинских частей. Разрешен также личный досмотр военнослужащих, а также транспортных средств (фактически функции обычной полиции применительно к обычным гражданам).
Деятельность спецслужбы не ограничится только военным ведомством. В частности, военная полиция сможет оцеплять территории гражданских объектов при согласовании с МВД во время ликвидации последствий катастроф, преследований или розыска, а также для пресечения массовых беспорядков. Допускается и оцепление жилых домов для «обеспечения безопасности граждан».
В документе отдельно подчеркивается, что сотрудники военной полиции смогут проникать в жилые помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, а также на территорию, занимаемую гражданскими организациями.
К идее создания военной полиции в России возвращались неоднократно, однако ни один законопроект не был принят из-за критики со стороны Минобороны или Госдумы. В 2009 году сообщалось о создании нового подразделения с 2010 года, однако затем Минобороны заявило, что вопрос недостаточно проработан. Летом 2011 года министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что военная полиция будет создана до конца года. О новой дате начала работы структуры – 1 декабря 2012 года – сообщил в июле 2012 года начальник Генштаба Николай Макаров.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 10.10.12
В Челябинске двор одной из новостроек оказался частной собственностью. Теперь жильцов просят убрать машины и не мешать строить платную парковку. / В Златоусте погиб полугодовалый малыш. / На шахте в Пласте погиб 27-летний рабочий. Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».