В Ульяновской области чиновники, которые одними из первых запретили местным законом ношение религиозной одежды в школах, пообещали пересмотреть эти нормы. К этому ульяновские власти склонили местные муфтии. Губернатор Морозов пообещал «подкорректировать действующее законодательство». А после в своем твиттер-аккаунте заявил: «Вопрос о том, разрешить или нет девочкам в школах носить религиозную одежду, не должен решаться директивно». После того, как это высказывание попало в СМИ, губернатор удалил пост.
Ульяновская область одной из первых приняла закон о единообразии школьной формы, причем в пользу такого варианта высказывался ранее и губернатор. «Считаю, что нам нужно серьезно задуматься о возрождении добрых традиций советской школы, в том числе и о введении требований к школьной форме. Все дети должны… ощущать себя частью единого коллектива, а не чувствовать дискомфорт от социальных или иных различий» – заявил Морозов еще 4 апреля. По его указанию был оперативно разработан и 4 июня принят соответствующий региональный закон. В тексте закона сказано: «Не допускается ношение учащимися в помещениях общеобразовательных организаций… религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами (в том числе атрибутами одежды, закрывающими лицо учащегося) и (или) религиозной символикой; головных уборов, за исключением случаев, обусловленных состоянием здоровья учащихся».
Закон вступил в силу 1 сентября 2013 года, в связи с чем «локальные нормативные акты общеобразовательных организаций... подлежат приведению в соответствие с настоящим законом не позднее 1 ноября 2013 года, при этом изменяемые или вновь устанавливаемые ими требования к одежде учащихся подлежат применению не ранее 1 июля 2014 года».
Еще до принятия регионального закона, пишет «Независимая газета», член Общественной палаты Ульяновской области имам-хатыб городской мечети «Махалля-1» и зампред Центрального духовного управления мусульман региона Расуль Фаткуллов потребовал разрешить девочкам носить если не хиджабы, то хотя бы мусульманские платки в школах. На что получил ответ от замдиректора Департамента административного обеспечения Министерства образования Ульяновской области Оксаны Денисовой: «Во-первых, Россия – светское государство, во-вторых, школа – светское заведение».
Мусульманские агитаторы не нашли поддержки даже среди правозащитников-членов местной Общественной палаты. Общественников убедили данные социологов, собранные в различных районах области. Исследователи выяснили, что даже в тех районах, где чуть ли не каждый пятый – татарин или чуваш, только 3% родителей выбрали для детей «Основы исламской культуры» в школах. И, в целом, население «с пониманием» относится к обязательности светской одежды в школах.
Впрочем, мнение населения оказалось для муфтията не авторитетным. Особенно если учесть, что во многих городах (Ульяновск – не исключение), все больше мусульман придерживаются радикальных форм ислама, а их священнослужители получали «образование» в ваххабитской Саудовской Аравии, в исламистских учебных заведениях Египта итп. Так что после общения по случаю Ураза-Байрам в Соборной мечети Ульяновска с местным духовенством губернатор Морозов заявил о будущем урезании «слишком строгого» закона о хиджабах в школах.
«Ульяновский пример представляется типичным для подобных ситуаций. Начав с жестких заявлений о том, что необходимо соблюдать светский характер общеобразовательных учреждений, чиновники легко поддаются давлению религиозных лидеров и переходят на менее принципиальные позиции, де-факто дезавуируя начатую год назад общероссийскую кампанию против ношения религиозной одежды в стенах школ», – резюмируют в «НГ».
Тактика мусульманского духовенства в «общении» с региональными чиновниками в последнее время сводится к шантажу и постепенному продавливанию желаемых муфтиями решений. Пока самым ярким примером является борьба исламистов с чиновниками за возможность строить мечети в центре русских городов. В Хабаровске, Ставрополе и Пятигорске исламские деятели добились от властей выделения им участков для мечетей, шантажируя чиновников массовыми намазами перед административными зданиями и прочими акциями неповиновения. Также ставропольские мусульмане добиваются отмены судебных решений о закрытии и сносе незаконно построенных мечетей. Тактика относительно мечетей уже выработана и применена в нескольких регионах. Теперь, похоже, пришел через общефедеральных и региональных законов о школьной форме. Чтобы дезавуировать это начинание властей муфтии решили пробивать бреши на местах – на уровне отдельных регионов, районов и школ, поскольку на федеральном уровне они получили жесткий отпор.
Напомним, в июле этого года мусульманские адвокаты из Ставрополья проиграли дело в краевом суде, которым пытались отменить решение о введении светской школьной формы. Адвокаты подали жалобу в Верховный Суд и Генпрокуратуру. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ отказалась удовлетворить их жалобу и признала законным действия ставропольских властей и краевого суда о запрете хиджабов. Решение краевого суда поддержала также Генпрокуратура.
На решение судебных органов, возможно, повлияло весеннее выступление президента Путина, в котором он недвусмысленно обозначил свою позицию относительно хиджабов в школах: «У нас что, исламизация? Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, национальные особенности в национальных республиках, но это демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране и в мусульманских регионах такой традиции не было». Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских странах ношение хиджаба запрещено на законодательном уровне и посоветовал вернуться к «светской» школьной форме.
История с хиджабами в школах началась со Ставрополья после того, как в октябре прошлого года в Нефтекумском районе края администрация одной из школ и районные чиновники распорядились не пускать в учебные заведения девочек в религиозных одеждах. Родители-мусульмане пожаловались в прокуратуру и одновременно стали угрожать расправой женщине – директору школы в селе Кара-Тюбе. Учительницу взяли под защиту казаки.
На стороне местных салафитов выступили краевой муфтий Мухаммад Хаджа Рахимов и «президентский омбудсмен» Павел Астахов. Бывший телеадвокат призвал учителей к «толерантности и терпимости» – то есть разрешить носить хиджабы в российских учебных заведениях. А еще Астахов предложил ввести в ставропольских школах уроки ислама. В ответ краевые власти с 20 декабря ввели в крае обязательное ношение школьной формы и запретили хиджабы не в отдельной школе, а во всем регионе.
Ульяновск, Алексей Усов
Ульяновск. Другие новости 19.09.13
В порт Ильичевска зашел 200-метровый норвежский автомобилевоз. / У Севастополя нет денег на новогоднюю ёлку для детей. Подчинённые Яцубы потратили средства на конкурс «Моя Украина» в отеле Лебедева. / Затянутые ремонты дорог ввергают Екатеринбург в заторы и пробки (ВИДЕО). Больше всех страдает «гостевой» VIP-маршрут из аэропорта «Кольцово». Читать дальше
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».