За первые шесть месяцев текущего года в российские суды поступило на 6% больше ходатайств об арестах: 75,6 тысяч против 71 тысячи годом ранее. Такие данные содержатся в статистическом отчете Судебного департамента при Верховном суде, который опубликован на официальном сайте ведомства.
Из документа следует, что суды отклонили 9% из этих ходатайств следствия, но 68,7 тысячи человек были отправлены в следственные изоляторы, что на 4,3 тысячи больше, чем годом ранее. Другими словами, число судебных решений об аресте выросло на те же 4 тысячи, что и число ходатайств об аресте, а, следовательно, вероятность отбраковки таких запросов следствием не изменилась.
Кроме того, статистика говорит, что россияне стали больше времени находится под стражей. Так, на 11% чаще суды стали продлевать аресты: в текущем году судьи вынесли 107,7 тысячи решений о продлении против 97 тысяч годом ранее. Но при этом следователи стали больше просить и о домашнем аресте: в текущем году судьи избрали домашний арест для 2,1 тысячи человек, что на треть больше, чем в 2014 году.
Участились случаи, когда суды заменяют заключение под стражу на домашний арест. Так, из СИЗО ожидать окончания следствия и суда в этом году отправились 2,1 тысячи человек, в 2014 году – 1,7 тысячи человек. В то же время, в 2015 году почти на четверть сократилось применение залога: если в 2014 году под залог судьи отпустили 143 человека, в 2015-м – всего 109. На 60% реже суды стали заменять более суровое наказание на залог: судьи приняли всего 161 такое решение, годом ранее – 279.
По данным Федеральной службы исполнения наказания, к началу 2015 года СИЗО были заполнены на 95%, а к сентябрю – уже почти на 99%: в них содержались 116 тысяч человек при лимите в 117,4 тысячи. Во ФСИН также констатировали, что в 19 регионах страны в тюрьмах становится весьма тесно – там на одного заключенного в камере приходится меньше 4 квадратных метров установленного минимума.
По мнению адвоката Владимира Жеребенкова, увеличение арестов может свидетельствовать лишь об ужесточении подходов следователей и судов, а также о фактическом начале репрессий, пишет РБК. «Во время ареста суд не разбирается: обоснованно предъявлено обвинение или нет, он только штампует решение. А следователю выгоднее вменить более тяжкую статью, чтобы показать хорошую раскрываемость. С каждым годом репрессии все сильнее, а амнистии все слабее. Последние две амнистии были для тех, кто вообще не должен был сидеть», – считает Жеребенков.
Адвокат Алексей Михальчик согласен с коллегой. Он отмечает, что следователи, как и судьи, стали применять более жесткие методы, например, отказывать в изменении меры пресечения даже тяжелобольным обвиняемым и выносить более суровые приговоры. По его словам, они почти перестали назначать наказание ниже низшего предела. «Судить стали как будто по законам военного времени», – считает Михальчик. При этом суды по-прежнему декларируют гуманизацию подходов и необходимость чаще применять альтернативные меры пресечения, обращает внимание адвокат.
Москва, Октябрь 02,, Иван Гридин
Москва, Октябрь 02,. Другие новости 02.10.15
Минпромторг и «Ростех» не могут выбрать схему электроснабжения Крыма. Чалый: Крым на 70% зависит от украинской АЭС. / «Стоп коррупция»: Свердловский облсуд предлагает рассказывать о взятках судьям (ФОТО). / В Иркутской области собака спасла хозяйку от медведя. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый День»