В Чите отмечены случаи нападения зоозащитников на ветеринаров и местных жителей: «зеленые» объединились с бродячими собаками.
«Мы ограждаем людей, а тут получается – эти же люди нападают на нас. У нас тоже дома семьи, дети. Вдруг сегодня они напали, вечером также проследят, как мы домой поедем, и уже будет другая угроза совсем» – пожаловался журналистам ГТРК «Чита» заведующий центральной ветлечебницы Читы Евгений Поздняков.
Один из последних инцидентов произошел при выезде бригады по вызову от бабушки – ее внука искусала бродячая собака. Бабушка показала, где обитает животное, ветеринары нашли его и усыпили. Но тут же подверглись нападению защитников агрессивных животных. Нападавший выбил фотоаппарат из рук одного из ветеринаров, побил его и бросался на машину санработников. Пострадавшим оказался заведующий лабораторией Читинской государственной станции по борьбе с болезнями животных Чимит Цырендоржиев.
«Вообще нападения и угрозы – не редкость. В конце прошлого года в посёлке Осетровка сотрудников попытались побить, помяли служебную машину. На станцию периодически приезжают люди с угрозами, говорят, что в таком-то районе, например, в той же Осетровке мы появляться не должны», – рассказали ветеринары журналистам ИА «Чита.Ру».
Ветеринарные врачи всерьез опасаются за свою безопасность – они неоднократно замечали во время выездов подозрительные автомобили, которые ездят следом, как привязанные. Руководитель станции по борьбе с болезнями животных сожалеет, что авторы регионального закона об отлове бродячих животных не включили положение об обеспечении охраны ветеринаров: «Мы оказались между молотом и наковальней. С одной стороны администрации районов и пострадавшие заставляют нас ловить собак – это наши полномочия и мы по закону должны их исполнять. С другой стороны защитники животных мешают нам работать. Хотя мы – ветеринары, а не живодеры. Мы собак, возможно, любим больше, чем все защитники животных вместе взятые».
МВД провело проверку и направило материалы в прокуратуру для рассмотрения возможности возбуждения административного дела в отношении зоозащитников.
Проблемой бродячих животных в Чите начали заниматься после трагедии, которая произошла в марте прошлого года: 13 марта 2015 года на улице Балейской прохожий обнаружил тело 9-летнего мальчика. Ребенка загрызли собаки, прикормленные на местном мясокомбинате.
После смерти школьника уголовное дело было возбуждено в отношении нескольких должностных лиц. По этому делу в июне прошлого года был осужден председатель комитета ЖКХ Читы Андрей Галиморданов. В феврале 2016 года Галиморданов был амнистирован по случаю семидесятилетия победы в ВОВ.
Тогда же Ингодинский районный суд Читы назначил матери мальчика 2 миллиона рублей компенсации морального вреда. Выплатить эти деньги должны были поровну краевые и городские власти.
Мать погибшего мальчика до сих пор не получила денег от чиновников. С лета прошлого года ее постоянно переадресуют в различные инстанции: «Сначала её направили в Ингодинский районный отдел судебных приставов. Там документы приняли, но спустя время сказали, что они этим не занимаются. Затем потерявшая сына читинка обратилась в Центральный районный отдел судебных приставов, где принятые документы вскоре снова вернули назад. После женщину попросили обратиться в федеральное казначейство по Забайкальскому краю, специалисты которого объяснили, что документы стоит отдать тем, кто должен выплачивать», – говорится в сюжете телеканала «ЗабТВ».
Во время расследования выяснилось, что за год собаки нападали на 18 человек. Среди серьезно пострадавших от бродячих животных были 10 детей.
Тогда же, в июне прошлого года, после уголовного дела для городских и краевых чиновников, краевая госветслужба организовала команду по отлову опасных бродячих животных и разработала для специалистов ведомственную инструкцию. По правилам отлова животных в Забайкалье ветеринары действуют на основании письменных и устных заявок от граждан и юридических лиц. Анонимные звонки не принимаются. Отлавливать животных специалисты должны не позднее трех дней с момента получения заявки. Неагрессивные животные, на которых не было жалоб о нападениях на человека, могут транспортироваться в приют, на временную передержку. Однако в Чите нет спецприютов для бродячих животных. Ветеринары на своей территории соорудили несколько клеток для временной передержки собак. Но эти вольеры находятся на неохраняемой территории, чем пользуются читинские зоозащитники. Они не только нападают на граждан и ветврачей, но и периодически выпускают животных из клеток обратно в город.
Зоозащитники нападают не только на работников санитарных служб, но и на тех, кто пострадал от бродячих животных. Причем правоохранители и суды часто встают на сторону «зеленых». К примеру, 9 марта в Магадане суд приговорил мужчину к 300 часам обязательных работ за убийство собаки, напавшей на его трехлетнюю дочь. Наказание было соразмерным: мужчина уничтожил чужое имущество. Но владелец пса не понес наказания за выгул потенциально опасного животного без поводка и намордника и за то, что его имущество напало на соседского ребенка. До этого собакозащитники в отместку подожгли машину отца девочки, которая была единственным средством его заработка. «Зеленые» тоже остались безнаказанными.
Позиция зоозащитников заключается в том, что бродячих собак следует не усыплять, а стерилизовать – чтобы они не давали потомства. Эта практика была позаимствована «зелеными» из Европы и США и имеет два существенных недостатка. Первый из них – низкая эффективность метода. Как говорят американские оппоненты «зеленых»: «Стерилизация? Собаки не хотят насиловать людей, они пытаются людей загрызть».
Вторая причина – высокая стоимость массовой стерилизации и строительства приютов для бродячих собак. В городах, где приняты подобные программы, они становятся постоянной «кормушкой» для зоозащитников: деньги выделяет муниципалитет или региональные власти. Например, в Чите только для организации сети из 11 приютов требуется больше 24 миллионов рублей. В Москве, где действует «зеленая» программа отлова и стерилизации бродячих собак, ежегодно из бюджета выделяется 3 миллиарда рублей или по 100 тысяч рублей на каждую из 30 тысяч бездомных московских собак.
Многие муниципалитеты просто не имеют денег для реализации этих программ. В результате собачьи стаи буквально терроризируют население. Такое, например, происходило в некоторых городках Поволжья в конце 2000 годов. Власти одного из поселений привлекли внимание вышестоящих органов к проблеме бродячих животных, только сославшись на то, что стаи опасных зверей не дают горожанам попасть на избирательные участки для выборов президента РФ.
Читинский случай был похож на волжские эпизоды с той разницей, что местные власти даже не пытались заняться проблемой бродячих животных, несмотря на многочисленные нападения собак на горожан. «Следователи выяснили, что законодательно проблема регулирования численности безнадзорных животных в Чите и Забайкальском крае не была никак урегулирована. По инициативе следствия, потому что следователи в ходе расследования направляли соответствующие представления во все структуры, в том числе в правительство Забайкальского края, Законодательное собрание, на эту проблему обратили внимание» – оценили бездействие местных властей в краевом управлении Следственного комитета РФ.
До 2014 года отловом собак в городе занималось дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление, выигрывая в аукционах, объявляемых мэрией. В начале 2014 года УФАС отменило аналогичный аукцион, так как общественники сумели доказать, что эти функции должны исполнять краевые власти. После этого краевое заксобрание взялось за разработку краевого закона, а мэрия прекратила организовывать отлов. В результате и краевые и муниципальные власти оказались фигурантами уголовного дела о халатности. После принятия краевого закона полномочия по отлову бродячих животных были переданы Госветслужбе региона, которая спустила их па подведомственные станции по борьбе с болезнями животных.
Пока программы отлова и усыпления бродячих собак оказываются самыми эффективными – в отличие от лоббируемых «зелеными» «гуманных методов контроля популяции бродячих животных», которые все чаще называются «зоолохотронами». В Чите с лета прошлого года всего два ветврача на УАЗике очистили улицы от 2000 опасных особей. Причем исключительно на ведомственные средства, без дополнительного финансирования.
Чита, Алексей Усов
Чита. Другие новости 22.03.16
Глава законодательного комитета Госдумы Павел Крашенинников пойдет на выборы от Среднего Урала (ФОТО). / Мир страдает «промежуточным» аутизмом. Ученые доказали, что заболевание может быть у каждого в разных формах. / Гаишник, обложивший данью перевозчиков, получил 3,5 года колонии. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»