AMP18+

Общество

/

Правительство нашло способ запретить «серый импорт» верхней одежды и обуви Минпромторг расширит список продукции для чипирования

image

Минпромторг расширит список изделий, которые можно продавать только с обязательной маркировкой RFID-метками. С августа обязательному чипированию подлежат все меховые изделия, а далее эта практика будет распространена на верхнюю одежду и обувь. Это может вызвать ликвидацию десятков тысяч «серых» интернет-магазинов и небольших «живых» торговых точек. А официальные импортеры и производители СНГ смогут повысить цены на свою продукцию.

Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в интервью RNS заявил, что в будущем RFID-метки появятся не только на меховых изделиях, но и на всей верхней одежде, обуви и коврах: «Безусловно, мы будем предлагать здесь и другие виды товаров – обувь, ковры, верхнюю одежду».

Основные причины расширения списка продукции, подлежащей обязательной маркировке в Минпромторге не скрывают: это увеличение сборов в бюджет и протекционизм для официальных импортеров и местных производителей: «У нас две основные задачи: увеличение поступлений в бюджет Российской Федерации, второе – создание равных конкурентных условий для добросовестных отечественных производителей и предпринимателей». Аргументы представителя министерства точно такие же, как у таможенников и российских ритейлеров, когда те лоббировали десятикратное уменьшение или отмену беспошлинного лимита на покупки граждан за рубежом: официальные импортеры, привыкшие к сверхмаржинальности, не хотят терпеть конкуренцию, которая не позволяет им устанавливать произвольную стоимость продукции. «Недобросовестные предприниматели, которые привозят товары нелегально, занижая его таможенную стоимость, либо под другими кодами, получают конкурентное преимущество просто на том, что обманывают государство. Конечно, российским производителям, которые работают по-честному, очень тяжело с ними конкурировать» – признает Евтухов.

В Минпромторге не скрывают, что нововведение вызовет повышенные расходы для бизнеса, что явно будет компенсироваться за счет покупателей: «Это приведет к существенному увеличению сборов, таможенных и налоговых платежей». Одновременно эти меры, считают в министерстве, приведут к «выравниванию условий ведения бизнеса для отечественных производителей». Впрочем, большинство российских производителей одежды и обуви изготавливают продукцию в Китае – так значительно дешевле.

Виктор Евтухов оценил и результат внедрения RFID-меток для меховых изделий: 90% продукции на этом рынке было завезено в страну по «серым» схемам: «По количеству заявок на выдачу RFID-меток мы выявили масштабы черного рынка меховых изделий. Реально до 90% – это нелегальный оборот».

Одним из последствий нововведения станет закрытие или переориентация тысяч интернет-магазинов, в том числе тех, кто работает исключительно через соцсети. Пострадают и малые предприятия, имеющие «живые» торговые площадки: при переходе к легальному импорту их цены будут заведомо выше, чем у крупных импортеров – из-за малого оборота. Выживут только нишевые предприятия, которые предлагают товары для узких групп потребителей.

Напомним, первыми из групп товаров обязательной спецмаркировке подверглись изделия из меха. Эксперимент по маркировке изделий чипами начался 1 апреля, а с 12 августа эта процедура стала обязательна для всех участников рынка на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Торговля шубами без RFID-меток влечет административную и уголовную ответственность. Пока речь идет только о полностью меховых изделиях, на одежду из текстиля с добавлением меха норма не распространяется. RFID-метки (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация товаров) способны хранить данные и передавать их бесконтактным способом с помощью радиоволн.

По мнению участников меховой торговли, потребителю установка чипов на меховое изделие практически ничего не дает – это не гарантия качества, а просто маркировка изделия с данными о производителе. Единственно, от чего защищает метка – это подделка, отмечал в комментариях для BFM.ru гендиректор компании «Меха Екатерина» Петр Лебедев: «Говорить о том, что что-то резко подорожает или исчезнет, я бы так вопрос не ставил, потому что я не вижу для этого основы. Это не гарантия качества, а гарантия того, что это изделие либо легально произведено, либо легально попало в страну».

Москва, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,