Сегодня в Новороссийске пройдут траурные мероприятия в память о жертвах самого страшного кораблекрушения в истории советского флота. 20 лет назад в результате столкновения с грузовым судном в Цемесской бухте Новороссийска затонул крупнейший в СССР лайнер «Адмирал Нахимов». Погибли 423 человека.
Накануне в Новороссийск прибыли родственники погибших и спасенные пассажиры трагического рейса из разных уголков России и ближнего зарубежья – всего 45 человек, сообщает ИТАР-ТАСС. Сегодня родные жертв катастрофы выйдут к месту, где покоится пароход, чтобы почтить память погибших, сообщил глава города Владимир Синяговский. Поминальный ритуал пройдет с молитвами, свечами, возложением венков в открытом море. Затем они посетят памятник жертвам кораблекрушения в поселке Кабардинка. В памятный знак вмонтированы часы, поднятые с затонувшего лайнера и остановившиеся в момент трагедии – 23:20. На стенах мемориала на литых траурных плитах – фамилии всех погибших.
Сам «Адмирал Нахимов» покоится в море напротив, в двух милях от мыса Дооб, на глубине 48-49 метров.
Все ритуальные расходы взяла на себя городская администрация. Теплоход «150 лет Новороссийску», на котором родственники погибших выйдут к месту гибели «Адмирала Нахимова», выделило Новороссийское пароходство.
Траурные мероприятия пройдут сегодня и в Одессе. В 15:30 на территории Одесского морского порта у памятного знака пройдет религиозный обряд и митинг, посвященный памяти погибших моряков и пассажиров.
В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года теплоход «Адмирал Нахимов» вышел из Новороссийска в Сочи. На его борту находилось 1234 человека, из них – 888 пассажиров и 346 членов экипажа. В 23:12 мск на выходе из Цемесской бухты он столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», который входил в порт. Столкновение произошло на встречных курсах, когда акватория бухты была практически свободной. Удар «Васева» пришелся в правый борт «Адмирала Нахимова», в результате чего образовалась пробоина высотой 10 м и длиной более 8 м. Через 7-8 минут после удара лайнер затонул.
Первым на месте катастрофы в 23:35 мск оказался лоцманский катер ЛК- 90, который шел навстречу «Петру Васеву» для его сопровождения в порт. Катер принял на борт 118 человек. Вслед за ним на место катастрофы прибыли буксиры, пограничные катера, суда на подводных крыльях «Комета». Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, узнав о трагедии, вышли в море на ялах, выгребая против ветра.
«Всего было спасено 836 человек, из них – 566 пассажиров и 270 членов экипажа, – напомнила директор благотворительного фонда «Нахимовец» Наталья Рождественская. – Общее число жертв составило 423 человека, в их числе – 359 туристов и 64 члена экипажа, два водолаза погибли при производстве водолазных работ».
Несмотря на все усилия водолазов, не все тела погибших удалось поднять наверх. 64 человека так и остались на борту затонувшего лайнера.
Причины трагедии
Согласно официальной версии следствия, причиной столкновения стали грубые ошибки, допущенные капитанами обоих судов, пишет газета «Время новостей». Профессиональные моряки согласны с этим и считают, что «Васев» должен был пропустить «Нахимова». Свидетельствует капитан первого ранга Леонид Ильин: «Это вина обоих капитанов, но в большей степени капитана сухогруза Виктора Ткаченко. Дежурная служба портофлота предупредила его – пропустите «Нахимова»! Он этого не сделал. А вина Маркова в том, что он не находился на мостике лайнера, а сидя у себя в каюте, отдавал оттуда распоряжения».
«Ткаченко не сдержал обещание, данное Маркову, пропустить лайнер. Каждый моряк понимает, что подходящее к порту судно всегда уменьшает скорость, с мостика ведется усиленное визуальное наблюдение, не говоря уже о радарах и эхолотах. Ткаченко торопиться не надо было, но скорость на подходе к порту он развил недопустимо большую. Да разгрузил бы свои 40 тыс. тонн зерна на следующий день! Никакой срочности ни в его сухогрузе, ни в его зерне не было. Это просто фатальная ошибка. Ошибка!», – говорит капитан Новороссийского порта Георгий Попов.
Суд приговорил капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова и капитана «Петра Васева» Виктора Ткаченко к 15 годам лишения свободы каждого. Однако спустя шесть лет, в ноябре 1992 года указами президентов России и Украины осужденных помиловали и освободили. До последнего времени капитан затонувшего лайнера жил в Одессе. Одно время Вадим Марков работал капитаном-наставником на пассажирских судах. Сейчас на пенсии.
А капитан сухогруза Виктор Ткаченко сменил фамилию на Тальор и уехал в Израиль. Он погиб 8 сентября 2003 года в результате крушения яхты у берегов Канады, направлявшейся из американского города Бостона в Европу. Тальор был капитаном затонувшей яхты.
Что касается неофициальных версий катастрофы, то их было множество. Например, предлагалась так называемая «алкогольная» версия, согласно которой капитаны судов были пьяны. На самом деле экспертиза подтвердила, что в момент столкновения капитаны были абсолютно трезвыми. Да и само судно «Адмирал Нахимов» считалось «трезвым»: горячительных напитков на лайнере не было, в барах предлагали только безалкогольные напитки. Ведь тогда в стране действовал так называемый горбачевский сухой закон.
В Новороссийске также распространялись слухи о том, что якобы гибель парохода была специально организована с целью ликвидации находившегося на лайнере генерала КГБ Крикунова, вроде бы располагавшего неким компроматом на высших партийных функционеров СССР и Украины. Именно эти чиновники, якобы, и решили убрать неудобного генерала.
Эта версия нелепа и абсурдна. Зачем топить огромный лайнер из-за одного человека, тем более когда есть большая вероятность его спасения? Кстати, выход «Нахимова» из порта был задержан на десять минут. Именно генерал Крикунов с семьей (вместе с ним погибли его жена, дочка и внук) не успевал к отплытию. И кто знает, выйди лайнер по расписанию, возможно, столкновения удалось бы избежать, пишет «Время новостей».
Существовала версия и о том, что причиной столкновения могли стать какие-нибудь другие суда, находившиеся на рейде. Поговаривали и о геомагнитных аномалиях, якобы вызвавших трагедию.
Новороссийск, Краснодарский край, Ольга Панфилова
Новороссийск, Краснодарский край. Другие новости 31.08.06
Уральцы предлагают не сокращать школьные каникулы, а наоборот увеличивать. / Президент ПМР считает возможным возобновление переговоров с Молдовой. / С 1 сентября вступает в действие «Дачная амнистия». Уральцы смогут зарегистрировать участки по упрощенным правилам. Читать дальше
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».