российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Четверг, 19 декабря 2024, 20:13 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Западная компания сделает разведчика связистом

Российские авиастроители ведут переговоры с неназванной западной компанией относительно возможности восстановления серийного производства высотных самолетов М-55 «Геофизика». Такие самолеты западная компания собирается использовать для ретрансляции телекоммуникационных сигналов, сообщает агентство «Интерфакс».

Несмотря на то, что М-55 включен в программу развития российской авиации до 2015 года, к августу 1997-го на Смоленском авиационном заводе выпущено всего четыре серийных экземпляра самолета, два из которых находятся в летном состоянии, а два – без двигателей и авионики – законсервированы в ожидании финансирования.

«Одна машина, летящая на высоте 20 км, способна охватить сигналом площадь в 10 раз большую, чем пять самолетов, летящих на высоте 5 км» Идея использования самолетов для ретрансляции радиосигналов (прежде всего – телевизионных) на большое расстояние появилась в 40-х годах прошлого века.

Радиоволны диапазонов УКВ и ДМВ, в которых осуществлялось вещание, распространяются, подобно свету, на расстояние прямой видимости. Чтобы обеспечить передачу «картинки» из одного города в другой, необходимо расширить радиогоризонт, максимально подняв антенну над Землей.

Тогда, в отсутствие спутников связи, эта задача могла быть решена только с использованием авиации: самолетов, вертолетов или дирижаблей, пишет «Взгляд».

Первые подобные опыты были проведены в США в конце 1940-х и дали положительные результаты. А уже в середине 1950-х при НИИ Гражданского воздушного флота существовал специальный авиаотряд самолетов-ретрансляторов, обеспечивавший возможность прямых телетрансляций важных событий (демонстрации, парады, футбольные матчи) из Москвы, Миска, Киева и Ленинграда.

С появлением специальных космических аппаратов идея утратила актуальность, по крайней мере в гражданском приложении; военные используют самолеты-ретрансляторы до сих пор, в России это Ан-12РТ, Ан-26РТ и вертолет Ми-9.

Между тем, иногда использование самолетов для обеспечения бесперебойной связи оказывается экономически выгодным, а в некоторых случаях – единственно возможным выходом. В мире есть немало мест, где использование спутниковых каналов нецелесообразно, а иногда и просто невозможно.

Например, в зонах стихийных бедствий, особенно если наземная инфраструктура линий связи разрушена, а доставка мобильных станций связи затруднена. Конечно, спутниковые телефоны и модемы будут работать, но для передачи больших объемов данных они не годятся.

В таких случаях способен помочь самолет, оснащенный соответствующей аппаратурой. Причем желательно, чтобы он был максимально высотным. Тут есть прямая экономическая выгода: одна машина, летящая на высоте 20 км, способна охватить сигналом (или принять сигналы) площадь в 10 раз большую, чем пять самолетов, летящих на высоте 5 км.

При этом желательно, чтобы ретранслятор имел по возможности большую грузоподъемность: аппаратура связи весит немало. По обоим показателям М-55 идеально подходит на эту роль. Самолет создавался в ОКБ генерального конструктора В.Мясищева в рамках темы «34» с 1967 года как советский эквивалент американского высотного разведчика Lockheed U-2/TR-1.

Одновременно КБ ставилась и иная задача: борьба с высотными аэростатами-разведчиками. Последние с 50-х годов прошлого века доставляли немало неприятностей Советскому Союзу: находясь в свободном дрейфе, они вторгались на территорию страны и достаточно успешно осуществляли свои шпионские миссии.

Необходимость размещения на борту самолета оружия заставила конструкторов искать пути повышения весовой отдачи новой машины (отношение веса самолета к полезной нагрузке). Во многом это требование обусловило выбор для высотного самолета оригинальной двухфюзеляжной конструкции – легкой и прочной, которая не так часто применяется на серийных самолетах.

Когда же требование борьбы с аэростатами-шпионами было снято (соответственно, был демонтирован тяжелый комплекс вооружения), самолет получил солидный запас грузоподъемности – 1,5-2,5 тонны (в зависимости от высоты и дальности полета) плюс свободные объемы для размещения дополнительной нагрузки.

К концу 1978 года первый летный экземпляр прототипа «Геофизики» – М-17 «Стратосфера» был наконец закончен на сборке и выкачен на заводской аэродром, а предсерийная машина, оснащенная, в отличии от «Стратосферы», двумя двигателями, впервые поднялась в небо в 1983 году.

Несмотря на солидный возраст, М-55 нисколько не устарел как в роли разведчика, так и в роли самолета экологического мониторинга, в каковой М-17 и М-55 неоднократно привлекались к полетам в рамках различных международных программ.

Более того, по комплексу летных характеристик (потолок, грузоподъемность) машина заметно превосходит американский аналог – высотный разведчик TR-1. До сих пор российские ВВС остро нуждаются в машине такого класса. Возможно, гражданские заказы позволят вывести перспективную программу из многолетнего ступора, заключает «Взгляд».

Москва, Всеволод Ягужинский

Москва. Другие новости 12.10.07

Украинский космодром на экваторе будет укомплектован днепропетровским оборудованием. / Выход из ДОВСЕ – не последний аргумент России. / В Тернополе будет внедрена система сбалансированного теплоснабжения. Читать дальше

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках