AMP18+

Технологии

/

«МиГ» хочет прекратить поставку двигателей китайским конкурентам Китайские клоны «МиГов» столкнулись с «оригиналами» на рынке Египта

Китайские клоны российских истребителей вышли на мировой рынок, где и столкнулись с оригиналами, обнаружив преимущество в цене, втрое ниже, чем у «настоящих» «МиГов» и «Су». Глава РСК «МиГ» и АХК «Сухой» Михаил Погосян выступил против подписания нового крупного контракта на поставку российских реактивных двигателей РД-93, которыми оснащаются китайско-пакистанские истребители FC-1, «клоны» МиГ-29. У российских инженеров появился непростой выбор – отказаться от контракта стоимостью в $3,75 млрд или проиграть на африканских и азиатских рынках. Тем более, что FC-1 значительно уступает МиГ-29 по характеристикам, но он дешевле – около $10 млн против $35 млн. В планах Пекина – продать не менее 1200 копий Су-27/30 и МиГ-29 с убийственной для российской «оборонки» скидкой.

Глава РСК «МиГ» и АХК «Сухой» Михаил Погосян выступил против подписания нового крупного контракта на поставку российских реактивных двигателей РД-93, которыми оснащаются китайско-пакистанские истребители FC-1 (в пакистанской версии – JF-17). Он считает, что FC-1 является прямым конкурентом российских МиГ-29. На этот раз интересы российских и китайских производителей военных самолетов столкнулись в Египте, отмечает «Коммерсант».

Михаил Погосян, фактически, заблокировал подписание контракта на поставку в Китай 100 реактивных двигателей РД-93, направив письма в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству и «Рособоронэкспорт», в которых поднял вопрос о том, то FC-1 является конкурентом МиГ-29 на ряде зарубежных рынков.

Исполнителем контракта стоимостью $238 млн на поставку 100 двигателей РД-93 в Китай, заключенного в 2005 году, является Московское машиностроительное предприятие имени Чернышева (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, на 100% принадлежит ОПК «Оборонпром»). Также было подписано рамочное соглашение на поставку 500 таких двигателей. При этом Пекин выражал готовность приобрести до 1000 моторов, если они будут модернизированы с увеличением тяги. В этом случае общая стоимость контракта составит $3,75 млрд. В конце 2009 года сообщалось, что контракт на поставку в Китай следующих 100 двигателей РД-93 планируется подписать к маю 2010 года.

В апреле в Египте был заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, в ходе встречи обсуждалась возможность поставки до 32 машин МиГ-29. Параллельно египетская сторона начала переговоры с производителями FC-1. В марте этого года журнал Jane`s Defence Weekly сообщил, что правительство Египта начало переговоры с Пакистаном о совместном производстве китайских истребителей. По данным Jane`s, Египет также намерен закупать эти самолеты для своих ВВС. Разрешение на реэкспорт в Египет РД-93 в составе FC-1 было дано ФСВТС в ноябре 2007 года. Двигатель может быть также поставлен в Нигерию, Бангладеш, Саудовскую Аравию и Алжир.

Напомним, что FC-1 является, по-сути, клоном российского МиГ-29. Кроме него в последнее время Китай наладил массовое производство истребителей J-10 и J-11, являющихся копиями российских Су-27/30.

В планах Пекина – продать не менее 1200 боевых машин по ценам ниже «оригиналов». Оружейные контракты с Китаем долгое время были самыми прибыльными для российской военной промышленности, однако с 2003 года восточные партнеры недвусмысленно заявили о намерении выпускать собственную технику, без «роялти» Москве. Напомним, в 2003 году Китай отказался продлевать лицензию на производство Су-27СК и приступил к созданию собственной машины-копии.

С 1992 года Россия поставила в Китай 76 истребителей Су-27. В 1995 году Москва разрешила Пекину собрать еще 200 этих самолетов по лицензии. В итоге – с 1996 года Су-27 получил «местное» наименование J-11 и собирается в Китае. Поначалу основные узлы поставлялись из России. К 2008 году китайские инженеры создали свои аналоги двигателя, радаров и вооружения.

Китай давно производит лицензионные, а также безлицензионные аналоги советских самолетов. Истребители J-6 и J-7 созданы на основе МиГ-19 и МиГ-21, бомбардировщик H-6 – аналог Ту-16, транспортные самолеты Y-5, Y-7 и Y-8 – подражание Ан-2, Ан-24 и Ан-12.

Пекин вскоре сможет конкурировать с Россией и в передовых технологиях. В мае этого года разведка США объявила о создании китайскими инженерами истребителей 5-го поколения, которые смогут составить конкуренцию американским F-35 и F-22 Raptor, а также российским Т-50. Официальный представитель американского Национального военно-воздушного и космического разведывательного центра Уэйн Алмэн, докладывая об военных успехах КНР, опроверг ранние заявления главы Пентагона Роберта Гейтса о том, что ВВС США сохранят свое тактическое превосходство в воздухе в течение многих ближайших лет. По данным Пентагона, китайская армия будет оснащена новейшими машинами уже в ближайшие 8 лет.

Также в июне стало известно, что китайские инженеры собрали первый прототип палубного истребителя четвертого поколения J-15, скопировав его с российского Су-33. Аналог «Сухого» создан на основе одного из его первых прототипов – опытного самолета Т10К советских времен, который Китай в 2005 году получил от Украины, передает РБК. Ранее Пекин пытался закупить у РФ два самолета Су-33, но Москва отказалась продавать истребители, опасаясь утечки технологии. Созданный прототип J-15 оснащен необходимой для палубного истребителя технологией функционирования складывающегося крыла. Корабль, на котором мог бы приземляться J-15, также будет создан на основе российского аналога – тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». И благодарить за это надо опять же Украину, которая в 1998 году продала Пекину за скромные $20 млн авианосец «Варяг» той же серии, что и «Адмирал Кузнецов», а вместе с ним передала пакет необходимой технической документации.

Москва-Пекин, Алексей Усов

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, В мире, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии, Экономика,