Российские вертолеты будут собираться в Индии Чтобы не потерять рынок, как танкостроители и производители самолетов
Российские оборонщики пытаются избавиться от избыточной самонадеянности, из-за которой были проиграны крупнейшие тендеры на поставку Индии истребителей МиГ-35 и Таиланду – танков Т-90. Производитель вертолетов – холдинг «Вертолеты России» – впервые в истории РФ и СССР объявил о готовности открыть производство военной техники в Индии с правом реэкспорта машин в третьи страны. Таким способом вертолетостроители пытаются получить преимущество в трех конкурсах на поставку индийским ВВС легких высокогорных машин, грузовых и ударных вертолетов общей стоимостью более чем в $4 миллиарда.
«Мы можем осуществлять в индии окончательную сборку и выходить с индийского рынка на другие рынки», – цитируют «Московские новости» заявление гендиректора объединенной промышленной корпорации (ОПК) «Оборонпром» Андрея Реуса. Проектирование и производство всех вертолетов в России сконцентрировано в дочерней структуре ОПК – холдинге «Вертолеты России».
«Рособоронэкспорт», в который входит ОПК, участвует в трех тендерах Минобороны Индии по поставке вертолетов разных классов. Тендер по легким вертолетам для высокогорной местности самый масштабный. Он предусматривает поставку 197 вертолетов для индийских ВВС на $2 млрд. Ka-226T производства ОАО «Камов» противостоит в нем европейским моделям AS-550 от Eurocopter, а также А-109 и А-119 (Augusta Westland). На другом тендере за заказ на поставку 22 ударных вертолетов общей стоимостью $1,4 млрд российский Ми-28НЭ соревнуется с американским AH-64D Apache Longbow Block III. Наконец, контракт по 15 тяжелым транспортным вертолетам на $700 млн разыгрывается между Ми-26Т2 и CH-47F Chinook (США).
Тендеры объявлены в 2008-2009 годах, результаты ожидаются в 2011. При такой конкуренции понятно желание российской компании повысить свои шансы, предложив заказчику совместное производство машин, да еще и с правом их экспорта в третьи страны. В России прецедентов производства своих вертолетов за границей еще не было, да и в СССР был лишь один случай, когда в 1964 году лицензию на Ми-2 передали Польше.
Планы ОПК открыть производство в Индии с правом реэкспорта должны, по замыслу оборонщиков, стать весомым доводом в пользу победы в тендерах российских машин. «Новый Регион» ранее приводил мнение военных экспертов о том, что последнее крупное поражение на крупнейшем для РФ рынке сбыта техники, потерпели именно авиастроители – РСК «МиГ». На индийский конкурс был представлен новейший истребитель МиГ-35 поколения «4++». Все годы, что длился отбор, Москва излучала полную уверенность, что МиГ-35 – безусловный фаворит в борьбе за куш более чем в 10 миллиардов долларов. Самоуверенность российских оборонщиков привела к тому, что в начале года, за считанные месяцы до объявления решения по тендеру, МиГ-35, в отличие от всех конкурентов, даже не прибыл на главный авиасалон страны-покупателя – Aero India-2011 в Бангалоре. При этом представители правительства Индии официально заявляли, что через своего посла в Москве они пытались не только выяснить причины неявки, но убедить Россию все-таки прислать самолет, но так ничего и не добились. В итоге, МиГ-35, который выигрывал у конкурентов за счет своей более низкой цены, уступил европейским моделям Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale.
Между тем, индийские вооруженные силы стали едва ли не главным рынком сбыта российской военной техники. Особенно после того, как китайские покупатели, скопировав значительное количество технических образцов, перешли от закупок российских машин к собственному производству. Сейчас, как отмечают в Центре анализа мировой торговли оружием, возможность продажи техники за рубеж для российских оборонщиков означает и возможность производить новейшие танки, вертолеты и самолеты для нужд собственной армии. К примеру, контракт с Дели на 126 МиГов позволил существенно снизить в серии внутреннюю цену истребителя. Теперь производство машин ради относительно небольшого заказа для ВВС РФ стало экономически невыгодным, и, скорее всего, от этих планов придется отказаться.
На выбор индийских покупателей существенное влияние оказывает и желание диверсифицировать поставщиков вооружений: сейчас значительную часть боевой техники Индия и так получает из РФ. Кроме того, на итогах трех тендеров может сказаться и некоторая смена приоритетов в вооружении индийских ВС. Ранее Дели был нацелен на создание технически «дешевых» войск. Этому идеально соответствовал такой поставщик, как Москва, всегда предлагавшая максимально простое и недорогое вооружение. Сейчас индийские военные ориентируются на самые дорогие и технологически совершенные варианты. Впрочем, как считают в московском Центре анализа стратегий и технологий, сейчас невозможно точно прогнозировать, как скажется на наших шансах готовность организовать сборку вертолетов на индийской территории.
Ссылки по теме:
«МиГи» уступили индийский рынок европейским истребителям / «Рособоронэкспорт» исключен из самого дорогого в мире конкурса закупок авиатехники >>>
Российские танки уступили украинским на международном рынке / Т-90 проиграли «Оплоту» таиландский тендер >>>
Москва-Дели, Алексей Усов
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».