AMP18+

Технологии

/

Пресса: пользователи Facebook невольно стали «подопытными кроликами» Зловещий онлайн-эксперимент проводился без разрешения профильных институтов

image

Пользователи Facebook* использовались в качестве невольных участников крупного эксперимента, изучавшего изменение настроения человека. Сам эксперимент проводился в 2012 году, его результаты были опубликованы в журнале «Труды Национальной академии наук Америки» весной 2014 года, но внимание к нему оказалось привлечено только сейчас, когда об эксперименте написал британский научный журнал New Scientist.

Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на материалы исследования, в течение недели ученые Адам Креймер из Facebook*, Джейми Гиллори из Университета Калифорнии в Сан-Франциско и Джеффри Хэнкок из Университета Корнелла занимались манипулированием новостной лентой 689 тыс пользователей Facebook*, выясняя, насколько меняется настроение у людей в зависимости от содержания ленты. В ходе эксперимента выяснилось, что те пользователи, которым искусственно ограничивали количество позитивных новостей в ленте, были склонны писать более негативные посты, и наоборот.

«Результаты показывают, что эмоции, выражаемые другими в Facebook*, оказывают влияние на наши эмоции, составляя экспериментальное доказательство крупномасштабного распространения на других людей эмоциональных состояний и форм поведения посредством внушения, – говорится в докладе. – Учитывая масштаб социальных сетей, таких как Facebook*, даже небольшой эффект может иметь огромные совокупные последствия… Онлайн-сообщения оказывают влияние на переживаемые нами эмоции и могут оказывать влияние на целый ряд действий в реальной жизни».

Сообщение об исследовании вызвало настоящую бурю. Тем более что, по некоторым данным, ученые перед началом эксперимента не обратились в соответствующий Институциональный совет по проверке (IRB). Такие советы обычно проверяют деятельность ученых в экспериментах, проводимых над людьми, разрешая эксперименты или запрещая их по этическим основаниям. По словам одного из экспертов, Адриен Лафранс, проверенные ею документы заставляют усомниться в том, что обычная процедура обращения в IRB была соблюдена.

Газета Financial Times и интернет-сайт журнала The Atlantic Monthly цитируют редактора исследования Сьюзен Фриске, профессора психологии Принстонского университета, назвавшей исследование зловещим и признавшейся, что у нее были сомнения относительно этической стороны вопроса. Впрочем, говорит она, исследователи убедили ее в том, что у них есть все необходимые разрешения.

«Facebook* прекрасно знает, что может выходить за пределы дозволенного, вторгаться в частную жизнь своих пользователей, использовать их информацию и выходить сухой из воды, – цитирует агентство Bloomberg профессора технологии и права Университета Мэриленда Джеймса Гриммельмана. – Facebook* годами делает то, что пугает людей».

Большинство ученых, проводивших исследование, никак его не комментируют. С невнятным извинением выступил Адам Креймер, который на своей странице в Facebook* написал, что его группа весьма сожалеет о том, как отчет об исследовании описал само исследование, и о том беспокойстве, которое такое описание могло вызвать».

Сама же компания, как следует из ее заявления, не видит причин извиняться. «Мы проводим исследования для улучшения наших услуг и для того, чтобы контент, который видят наши пользователи, был настолько важен и интересен, насколько это возможно. В значительной части это заключается в понимании того, как люди реагируют на разного рода контент. Мы тщательно рассматриваем все исследовательские работы, которые проводим, и у нас существует жесткий внутренний контроль», – цитирует Forbes представительницу Facebook*.

О том, имела ли компания право проводить такое исследование, эксперты говорят, что формально она не нарушала никаких правил. В пользовательском соглашении указано, что Facebook* может собирать информацию «для анализа данных, тестирования, исследований и улучшения сервиса». Что же до распространения такой информации, то оно возможно не только в случае получения согласия пользователя или предварительного уведомления пользователя, но и в случае, когда из информации «удалены ваше имя и любые персональные идентификаторы».

Бостон, Станислав Еременко

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Центр России, В мире, Здоровье, Наука, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии, Экономика, Коммерсантъ, США,